Елена Викторовна
Конспект занятия по теме «Здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здоровый образ жизни»
Цель:
Создание условий для формирования у дошкольников представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
- воспитывать у детей волевые качества – терпеливость, выдержку, инициативность, дисциплинированность;
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни путем формирования интереса к физическим упражнениям и соблюдению гигиены и режима дня.
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
- создать условия для закрепления у детей понятия здорового образа жизни;
Темочки:
- актуализировать у детей знания о пользе витаминов, вреде микробов;
- способствовать закреплению у детей знаний о пользе режима дня, физических упражнений, соблюдения личной гигиены для здоровья
- способствовать развитию познавательной активности детей, умения рассуждать и делать выводы;
- создать условия для развития связной речи, слухового и двигательного восприятия.
Методы и приемы:
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.
Предварительная работа:
- Ежедневное проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, самомассажа, оздоровительного бега, физминуток, подвижных игр;
- Беседы с детьми и родителями о здоровом образе жизни;
- Чтение художественной литературы по теме «Зелёная аптека», К. Чуковский «Мойдодыр»;
- Просмотр видеоматериалов о здоровом образе жизни;
Материалы и оборудование:
Плакаты с изображением микробов, продуктов питания, содержащих витамины А, В, С. Плакаты с изображением людей, чистящих зубы, занимающихся спортом, принимающих ванну, загорающих на берегу водоёма и т. д. Игрушки: мишка, ёж, щенок, котёнок, детский столик, игрушечная посуда, мяч.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Звучит знакомый детям спортивный марш, воспитатель приглашает детей сделать несколько знакомых движений утренней гимнастики, после чего дети садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье. А что такое здоровье?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Когда ничего не болит, когда хорошее настроение, когда все получается.
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным и всему живому. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно вы говорите! Нужно делать зарядку, заниматься спортом, умываться, обливаться холодной водой, одеваться на улицу по погоде. Но нужно не только хотеть, но и уметь заботиться о своем здоровье, иначе можно его потерять. А что значит «потерять здоровье»?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно! И чтобы не заболеть, нужно следить за своим здоровьем. А как вы следите за своим здоровьем?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А еще необходимо соблюдать режим дня. Вы знаете, что такое режим дня? И почему его нужно соблюдать?
Ответы детей.
Воспитатель обсуждает с детьми основные моменты режима дня дома и в детском саду, делая вывод, что важно соблюдать детсадовский режим и дома.
2. Основная часть.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы знаете, что такое гигиена?
Ответы детей.
Воспитатель:
Мойся мыло! Не ленись
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
- Буду мыть тебя сначала!
Какие правила гигиены мы с вами соблюдаем дома и в детском саду?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, умываемся утром и вечером и после сна, чистим зубы, моем руки после улицы, перед едой и т. д. Для чего это надо делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленными, чтобы смыть микробы. Молодцы! А откуда же берутся микробы?
Ответы детей.
Воспитатель: Микробы есть в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос» - малый; «биос» - жизнь. А как вы думаете, все ли микробы вредные?
Ответы детей.
Воспитатель: Многие микробы полезные, например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить кефир, ряженку, йогурт. А вредные болезнетворные микробы, попадая в организм человека, размножаются, выделяя яды. От них возникают разные болезни (показ фото микробов). Ребята, а как вы думаете, как попадают микробы в организм?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! при чихании, кашле, не прикрывая рот; если не мыть руки перед едой, после туалета; не мыть овощи, фрукты. Что нужно выполнять, чтобы уберечься от них?
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель делает вывод: нельзя есть и пить на улице, всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета, есть только мытые фрукты и овощи; когда чихаешь или кашляешь, прикрывать рот и нос салфеткой; есть только из чистой посуды. Дети вместе с воспитателем считают сколько раз в день им приходится мыть руки.
Физкультминутка «О микробах»
Слова
Движения детей
Микроб – ужасно вредное животное
Коварное и главное – щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет – и спокойно там живет.
Залезет, он такой, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, Ванечка, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Дети сидят на корточках
Щекочут себя по ручкам
Встают на ноги и щекочут себя по животу.
Щекочут себя по всему телу
Шагают с гордо поднятой головой.
Показывают руки
Кладут руки на щечки
Кладут руку на лоб
Грозят пальцем
Воспитатель: Еще полезны для здоровья гимнастика, физкультурные занятия, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, проводить гимнастику, чаще играть в подвижные игры.
Ребята, есть такая пословица: «Береги здоровье смолоду». Почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
По утрам зарядку делай
Будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с тобой будем заниматься!
Воспитатель предлагает детям поиграть подвижную игру «Статуи». Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Кто не поймал мяч, получает «усложнение» : ему придется продолжать игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удастся поймать мяч, «усложнение» снимается. Если же он снова пропустит мяч, то ему придется встать на одно колено и пытаться поймать мяч в таком положении. При третьей ошибке неудачливый игрок садится на пол.
Воспитатель: Теперь поговорим о культуре питания. Как вы думаете, правильное питание полезно для здоровья? А что такое правильное питание?
Ответы детей.
Разыгрывается сценка «В гости к Мишутке». Обсуждаются возможные ситуации поведения зверушек (по дороге в гости, перед праздничным обедом, во время обеда и др.)
Дети вместе с воспитателем делают выводы. НЕЛЬЗЯ:
- ПРОБОВАТЬ ВСЕ ПОДРЯД;
- ЕСТЬ И ПИТЬ НА УЛИЦЕ;
- ЕСТЬ НЕМЫТОЕ;
- ЕСТЬ ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ;
- ДАВАТЬ КУСАТЬ КОМУ-ТО СВОЮ ПИЩУ;
- ГЛАДИТЬ ЖИВОТНЫХ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ;
- ЕСТЬ МНОГО СЛАДКОГО.
НУЖНО ЕСТЬ БОЛЬШЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ!
Воспитатель рассказывает детям, что в продуктах много витаминов А, В, С, Д. Объясняет, в каких еще продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка (для зрения).
Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д – солнце, рыбий жир (для костей).
Для лучшего запоминания воспитатель использует художественное слово.
*Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому, что принимаю витамины А, В, С.
*Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам, и не только по утрам.
*Помни истину простую – лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
*От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем вы сегодня узнали? Какие правила нужно соблюдать, чтобы оставаться здоровым?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Занятие наше завершается, и я предлагаю вам для здоровья поиграть в игру.
Игра «Быстрые ракеты».
Дети расставляют стульчики по кругу. Затем свободно бегают по группе и произносят вместе с воспитателем слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим –
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
Воспитатель убирает несколько стульев. На последние слова дети садятся. Выигрывает тот, кто сядет на стульчик.
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе
Тема: «Где прячется здоровье?»
Цель:
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье
- Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела;
- Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;
- Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
- Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня. - - Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
- Развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность;
- Развивать у детей ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость;
Методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство», чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, чтение и занятие по Г. Остеру «Вредные привычки», беседы «Что такое здоровье?», загадывание загадок, игры с мячом «Вредно-полезно», заучивание стихотворений.
Материалы и оборудование: сборник стихов и пословиц по лексической теме; картинки режимов дня; иллюстраций на тему «Мое здоровье — мое богатство»; тематические картинки «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания»
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Воспитатель: Ребята, для чего нужно здороваться друг с другом?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что вы сейчас не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья. А что значит по-вашему быть здоровым?
Ответы детей.
Воспитатель: Это значит не болеть, заниматься спортом
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте внимательно
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки,
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В саду (школе) или дома.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении? Что надо делать для того, чтобы быть здоровым и не болеть?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, здоровье - то оказывается, спрятано и во мне, и в каждом из вас. Как вы думаете, что такое режим дня?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель читает стихи.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Воспитатель: Режим дня- это когда день распределён на какие- то моменты.
Например, мы в оно и то же время завтракаем- утром, обедаем –днем, ужинаем - вечером, гуляем в одно и тоже время.
Дети, а для чего нужен режим дня?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы наш организм себя чувствовал хорошо и бодро, режим нужен для нашего здоровья. Режим - это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.
Проводится игра: «Утро начинается»
Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку
Окружает нас всегда, мы им дышим без труда,
он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно-это воздух. А для чего же нам нужен воздух? И нужен ли он нам?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, обязательно нужен, он нам необходим чтобы дышать! Давайте, ребята, проверим, так ли это. Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками
(дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали? Можно быть долго без воздуха?
Ответы детей.
Воспитатель: Нельзя без воздуха!
А теперь послушайте пословицы и скажите о чем они?
*Если хочешь быть здоров — закаляйся.
*Закалишься — от болезни отстранишься.
*Закаляй своё тело с пользой для дела.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Эти пословицы о закаливании
Есть очень много видов закаливания, поможете мне их вспомнить?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же,это прогулки на свежем воздухе, босохождение, обтирание, обливание прохладной водой.
Как вы думаете, для чего нужно закаливание?
Ответы детей.
Воспитатель: Закаливание-это получение организмом стойкости для сопротивления болезням. К закаливанию относится: загорание, обливание прохладной водой, прогулки на свежем воздухе
Дети, а сейчас послушайте пословицу
Каковы еда и питьё, таково и житьё.
Воспитатель: О чем говорится в пословице?
Почему так пословица говорит?
Зачем человеку еда?
Как вы считаете? Какая еда полезна?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру
Малоподвижная игра «Хлопай - топай»
Цели: развивать быстроту реакции, память, двигательную активность; воспитывать честность при соблюдении правил игры.
Педагог говорит детям, что хочет проверить, насколько они внимательны и как хорошо знают продукты питания.
Если я назову продукт, который не надо готовить, вы поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, а если я назову продукт, нуждающийся в приготовлении, вы присядете. Будьте внимательны! Тот, кто ошибется, заплатит фант, который потом будет отыгрывать. Педагог использует пробный ход, закрепляя правила. Затем начинает игру.
Воспитатель: Ребята, чтобы быть здоровым, надо правильно питаться
Дети посмотрите, на картину? Что делают дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно,они умываются. А зачем это надо делать? Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а еще по утрам мы с вами делаем зарядку? Для чего она нужна?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы если вы будете выполнять физкультурные упражнения, заниматься спортом, гулять, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, соблюдать режим дня, то будете сильными, крепкими, красивыми и здоровыми.
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!
3. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше мероприятие. Ребята о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали. Что надо делать чтобы быть здоровым?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы ребята молодцы, хорошо занимались. А на прощанье я хочу вам пожелать: будьте всегда здоровы, и не болейте.