галина коробова
Сенсорное развитие детей 3–4 лет с использованием элементов методики М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Проект рабочей программы для детей 3-4 лет
Тема: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет, с использованием
элементов методики М. Монтессори»
Разработан на основе программы «Солнышко»
МБДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 41»
Коробовой Галины Павловны
г. Славгород
Публикация «Сенсорное развитие детей 3–4 лет с использованием элементов методики М, Монтессори» размещена в разделах
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 41» «Малышок» - «Солнышко».
В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности с окружающими. На первый план выдвигается личность ребенка, знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития личностных качеств : ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
Основные принципы государственной политики Российской Федерации, изложенные в законах, позволили определить дальнейшую перспективу воспитания и образования детей :
• Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
o Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
• Единство культурного и образовательного пространства, развитие системы образования и ее особенностей в условиях многонационального государства.
• Обеспечение самоопределения личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Цели и задачи образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях определяют государственные требования к программе:
• Охрана жизни и укрепления здоровья детей.
• Разностороннее и современное развитие детей, обеспечение интеллектуального, личностного и сенсорного развития детей и их творческих способностей.
• Формирование межличностных отношений через приобщение к общечеловеческим ценностям.
• Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
• Внедрение новых программ и технологий.
Модель образовательного процесса МБДОУ «ЦРР – детский сад № 41» построена на сочетании двух комплексных программ: «Воспитание и обучение в детском саду» (под ред. М. Васильевой, типовая) и «Детство» (под ред. В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой).
Цели деятельности по реализации основной общеобразовательной программы «Солнышко»
• достижения детьми интеллектуальных, личностных и физических качеств как планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования всеми воспитанниками, в том числе детьми с (ограниченными возможностями здоровья и др.);
• организация разных видов деятельности ребенка, обеспечивающих достижения планируемых результатов освоения программы;
• привлечение родителей (законных представителей, педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольного образовательного учреждения;
• использование в общеобразовательном процессе современных образовательных технологий (например, проектного типа);
• организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников на основе результатов мониторинга;
• использование общеобразовательных возможностей района и города для развития ребенка.
Опираясь и используя все принципы государственной политики Российской Федерации, цели и задачи, прописанные в основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 41 «Малышок» - «Солнышко».
Я разработала свою рабочую программу.
Тема: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет, с использованием элементов М. Монтессори»
Цель: Создать условия для усвоения сенсорного развития детей 3-4 лет, используя элементы методики М. Монтессори, обогатить чувственный опыт детей раннего возраста, формировать предпосылки для дальнейшего умственного развития через кружковую работу.
Задачи:
• создать условия для обогащения опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного, по элементам методики М. Монтессори в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
• формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положение в пространстве, зрение, слуха, вкуса, нюха приобрести оптические, акустические, тактильные ощущения и т. п. ;
• создать условия для адаптации ребенка к нормам и условиям его групповой жизни.
Отличительной особенностью рабочей программы является, то, что, используя элементы методики Марии Монтессори период детства рассматривается, не просто как период жизни, а как «другой космос природы человека. Ребенок черпает извне, то, что будет формировать его как взрослого».
М. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка, и в возрасте 3-4 лет сенсорное развитие по элементам методики М. Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого ребенка, отдельно.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (т. е. такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике).
Используя элементы методики М. Монтессори дети учатся (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д.
Используя методику М. Монтессори, я даю ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, чем является комната сенсорных игр.
Большое внимание уделяется работе с семьей. Работая по теме: «Сенсорное воспитание детей 3-4 лет, с использованием элементов методики М. Монтессори через кружковую работу» мной разработаны некоторые правила при работе с семьей:
• родители обязуются участвовать в воспитательной работе, и помогать в изготовлении Монтессори-пособий;
• родители имеют право в любое время посещать группу, наблюдать, задавать вопросы воспитателю, администрации детского сада, врачу, психологу;
• раз в неделю родители беседуют с воспитателями для обмена информацией о ребенке и его проблемах;
• родители имеют «Карту достижений ребенка» и заполняют ее в удобной для них форме;
Работа с родителями строится на следующих принципах:
• доброжелательность, обсуждается не то, что он «натворил», а в чем его уникальность;
• индивидуальность работы с родителями. Такую работу, возможно построить на основе консультаций, бесед, а не указаний и замечаний об особенностях ребенка, его возможностях;
• доверительность между родителем и воспитателем.
Формы и методы, используемые при работе с моей программой
Формы работы с детьми использую групповые и индивидуальные, парные, иногда фронтальные.
Методы, использованные при проведении кружковой работы:
• объяснительно-иллюстрационный;
• исследовательский;
• репродуктивный;
• проблемный (иногда).
Основные методы, используемые при работе с детьми 3-4 лет – метод наблюдения, так же – метод показа, словесное объяснение.
Предполагаемый результат освоения детьми рабочей программы по теме:
«Сенсорное развитие детей 3-4 лет, с использованием элементов методики Марии Монтессори через кружковую работу»
• сформируется интерес к знаниям, умениям и навыкам во всех образовательных областях моей программы;
• сформируется интерес к усвоению норм, правил жизни и сообщества; овладение соответствующими формами и средствами деятельности;
• сформируется стремление к самореализации.
Образовательная область «Коммуникация»
• Стандарт – стремиться к общению со сверстниками и со взрослыми.
• Воспроизводить – отдельные состояния и желания с помощью речи.
• Проявлять – желание вступить в игру.
• Понимать – обращение к нему, демонстрирует навыки слушания.
Образовательная область «Познание»
• Стандарт – изучает окружающую среду и запоминает информацию.
• Воспроизводить – группирование по цвету, форме, величине, слуху, обаянию, осязанию.
• Понимать – значение своей деятельности, сезонные изменения, особенности домашних животных.
• Применять – обследовательские действия, несложное конструирование.
Образовательная область «Здоровье»
• Стандарт – двигательное развитие и понимание своего тела.
• Воспроизводить – имитационные, двигательные и танцевальные движения по заказу.
• Понимать – что можно быть самостоятельным.
• Применять – действия с предметами по их социальному назначению, некоторые виды основных движений и элементарные способы самообслуживания.
Мониторинг сенсорного развития детей 3-4 лет, с использованием элементов кружковой работы по методике Марии Монтессори
Цель: Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, осязание, обоняние, нюх.
Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч и т. д.)
Формировать умение называть свойства предметов.
II младшая группа.
Дата: 25 мая 2014 год.
Воспитатель: Коробова Галина Павловна.
Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно – правовые документы:
1. Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012г, №273 ФЗ
2. Федеральное государственное требование к условиям реализации «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования №2151 от 20 июля 2011г.
3. Федеральное государственное требование (ФГТ) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (приказ Минобразования науки РФ №655 от 23 ноября 2009г.
4. Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020г распоряжение правительства №1662 – от 2008г
5. Федеральная программа развития образования на 2011 – 2015гг.
6. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М: - 2005г.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Солнышко» МБДОУ «ЦРР – детский сад №41»
9. Упражнения с Монтессори – материалом по сенсорному развитию : «Школа для малышей» под ред. Е. Хилтунен. Авторы: Н. Горбун, А. Губенко
10. Монтессори М. Теория и практика
11. Метод М. Монтессори в России
12. Зимонина В. Н. «Расту здоровым» Владос М. 2002