Елена Кузнецова
Роль сказки в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, ее восприятие может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться: искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.
Публикация «Роль сказки в воспитании дошкольника» размещена в разделах
Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:
- использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
- организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
- широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
- использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.
Основной принцип подбора сказок - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.
Практика показывает: чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик на содержание сказки у маленького слушателя, педагог-рассказчик должен в совершенстве знать текст прочитываемого произведения. Напевность и выразительность чтения-рассказывания, способность «оторваться» от книжной страницы, встретиться глазами с ребенком, передать ему свое эмоциональное состояние - важные составляющие восприятия художественного произведения.
Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребят. Не нужно задавать маленькому слушателю вопросы на понимание ( например: «Ты понял, почему волк стал помогать Ивану-царевичу?»). Такие вопросы нередко разрушают непосредственность детского восприятия, порождают у ребенка недоверие к своей понятливости, неуверенность в себе, страх перед совместным чтением и перед книгой: «Вдруг спросят, а я не смогу ответить!» Лучше пускай понимает не так, как мы (даже если мы уверены, что понимаем правильно). Гораздо важнее, чтобы он переживал по-настоящему, чтобы желание переживать не ушло. А сохранится читательская способность и потребность переживать - понимание придет. Стоит задавать только те вопросы, которые помогают читающему вслух взрослому установить эмоциональный контакт с ребенком и одновременно обостряют интерес и внимание малыша к читаемому. Например: «Ты догадываешься, что сейчас случится? Что, по-твоему?» Как бы ты сам поступил в этой ситуации? Как ты думаешь, что поучительного можно, извлечь из сказки? Расскажи, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия старшими дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях.
С возрастом ребёнок уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии.
Все мы - и взрослые, и дети - знаем чуть ли не наизусть сказку "Колобок». Но она от этого отнюдь не надоедает, более того — продолжает нам нравиться. Бесстрашный, весёлый и доверчивый Колобок! Всё ему кажутся друзьями. Если даже грозятся съесть. Ну, подумаешь. Спел песенку, да и покатился дальше. Так бы Колобок и жил, не тужил, но вот беда: Лиса, попросив сесть его к себе на нос, не предупредила, что полакомится им. Доверчивый Колобок не знал, что обманщики не предупреждают о своих действиях. А если они ещё умеют и польстить, как это делает Лиса, то пропал доверчивый Колобок.
Сказка «Два петуха!» О чём она рассказывает? Ни на кого не намекая и, тем более, никого не ругая, сказка без нравоучений подводит четен к мысли: хвастаться и драться нехорошо!
Сказка «Ёж и заяц». Может ли ёж обогнать зайца? Разумеется, нет. Но ведь на то она и сказка, чтобы невозможное стало возможным. А если ещё вспомнить о том, что сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. И мы согласны с Ежом: «Не всегда на дистанции всё решают ноги». Заяц, что называется, славный парень, но упорного, самолюбивого Ежика он явно недооценил и, представьте - проиграл ему в соревновании. Ещё можно применить в этой сказке и такую Пословицу :" «Воюй не числом, а умением». И хорошо, если при прочтении сказки дети усвоят такую мысль: если как следует подумать («включить мозги», то можно добиться невозможного. И самоуверенный Заяц в своей непобедимости в беге может потерпеть крах.
В сказке «Репка» воспитывается чувство коллективизма: вместе можно одолеть любую трудную работу.
В сказке «Три поросёнка» : дом надо строить прочный.
В сказке «Заюшкина избушка» выполняется воспитательная задача в двух направлениях:
• «Дом - моя крепость», но не изо льда.
• «Дружба и верные друзья помогут в беде».
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо-плохо». Итак, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать и персонажам и событиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-39527/
2. Ермолаева М. В. Практичская психология детского творчества. –М. : Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.
4. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.
5. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.