Светлана М
Родительское собрание «На пороге к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема родительского собрания : «На пороге к школе».
Цель: познакомить родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу с понятием готовность ребенка к обучению в школе.
2 слайд
Повестка дня:
Публикация «Родительское собрание „На пороге к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Вступительная слово воспитателя о готовности ребенка подготовительной группы к обучению в школе-показ презентации. ФиненкоЕ. С.
Упражнение "Парад мнений".
Круглый стол по теме собрания. ФиненкоЕ. С.
Игровой тренинг совместно с детьми. ФиненкоЕ. С.
Подведение итогов собрания. ФиненкоЕ. С.
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.
Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-психолог, педагоги начальных классов школы
Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, мячик, задания для игры, памятки с рекомендациями родителям
Ход собрания : 3 слайд
Упражнение "Парад мнений"
Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы
Финенко Е. С., воспитатель задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?"
Примерные ответы:
Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;
Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
Ребенок проявляет мало инициативы, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Выступление воспитателя Финенко Е. С. : Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности.
4 слайд
Готовность к школе – это определенный уровень. Существуют психологическая готовность к школе, она включает:
1. Психофизиологическая
2. Мотивационная
3. Познавательная
4. Социально-личностная
5 слайд
Психофизиологическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности, как:
1. Возраст
2. Состояние здоровья
3. Работоспособность
4. и внимательность
5. Режим дня
6. Нагрузки
6 слайд
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.
Включает такие понятия, как:
1. Хочу
2. Могу
3. Добьюсь успеха
4. Установки
Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
7 слайд
Познавательная готовность характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Она включает:
1. Развитие мышления
2. Интуитивное мышление
3. Логическое мышление
4. Абстрактное мышление
5. Умение выделять главное
6. Понимание и использование логических связей
7. Понимание общих закономерностей
8 слайд
Мышление:
1. Вербальное
2. Слова, предложения
3. Образное
4. Изображения символы, схемы, знаки
9 слайд
Память включает в себя:
1. Зрительная
2. Слухо-речевая
10 слайд
Моторика это:
1. Развитие руки
2. Штриховка
3. Элементы письма
4. Комментирование
11 слайд
Речь:
1. Словарный запас
2. Произвольное владение речью
3. Фонематический слух
12 слайд
Социально-личностная готовность включает в себя:
4. активность, инициативность, самостоятельность
5. организованность и ответственность
6. навыки общения
7. адекватная самооценка
Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности со взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
13-15 слайды
При поступлении в школу ребё нок должен знать:
Свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 20. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов, уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные. Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «мебель» убрать ложку). Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо. Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.
16 слайд
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком.
Игровой тренинг (практическая часть) :
1. На кухне
«Давай искать слова на кухне»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга»
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку (или на тарелку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.
2. «Приготовим сок»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т. д.
3.«Один – много»
Образовывать: множественное число имё н существительных: кастрюля - кастрюли, чашка - чашки;
«Назови ласково»
существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик, тарелка - тарелочка, вилка - вилочка;
4.«Сосчитай»
Учить использовать числительные с существительными: 1 машина, 2 машины, 5 машин;
«Невидимка»
Употребление существительных в родительном падеже. Есть машина, нет машины
5. «Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.
6. «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
7.«Скажи наоборот»
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом.
Ребенок. Я вижу низкий дом.
Мама. У меня острый нож.
Ребенок. У меня тупой нож.
«Белый камень в воде тает». (Сахар)
«В одной бочке два теста». (Яйцо)
«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)
«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)
«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.
8. Деление слов на слоги.
(при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов
9. Составление предложений по опорной картине
10. «Где спрятался звук в слове?»
Необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению, которая включает следующие составляющие.
Памятка
1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей)
Список литературы
Бабаева Т. И. "У школьного порога"
Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"
Ковалёва Е., Синицына Е. "Готовим ребёнка к школе"
Мир дошкольника :"Вопросы и ответы" составитель Г. К. Кислица и другие
Монина Г. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника"
Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу"
Рогов Е. И. "Настольная книга практического психолога" Книга 1." Система работы психолога с детьми разного возраста"