Людмила Самойлова
Развитие у детей речевых навыков при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение.
В современной науке о детском фольклоре обозначались два проблемных аспекта:
-фольклор и внутренний мир,развивающийся личности ребенка;
-фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском саду
Публикация «Развитие у детей речевых навыков при ознакомлении с малыми фольклорными жанрами» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Детский фольклор-часть народной педагогики,его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них-влияние различных социальных и возрастных групп,их фольклора. Первоначальные ростки творчества могут проявиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств,которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
В дошкольном возрасте закладывается основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации,в умении комбинировать свои знания и представления,в искренней передаче своих чувств.
Именно по этому направлением моей педагогической деятельности является - развитие у детей речевых навыков и творческих способностей через ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,выразительной лексики. Это богатство родного языка может быть донесено до детей с помощью народных игр. Эта форма также прослеживается в моей деятельности. Содержащийся в них фольклорный материал способствует владению народной речью.
Например, игра-забава "Ладушки-хлопушки",где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр-забав не только развивается речь, но и мелкая моторика.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Одной из задач моей деятельности является при помощи малых форм фольклора улучшить у детей звуковую сторону речи. На первоначальном этапе в своей работе я использую различные игры на звукоподражение("Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?")Предлагаю детям пожужжать, "как пчела", погудеть 2как паровоз", пощелкать языком "как лошадка", подражать шум ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и др. В своей работе я использую тексты сказок из книги Н. А. Герман и М. Г. Генинг "Воспитание у дошкольников правильной речи". В книге дается в интересной детям форме "Сказка о веселом язычке". Знакомя детей со звуками речи, я связываю их с конкретным образом (з-з-з песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, когда рассказывала детям сказку "О веселом ветре", я попросила детей внимательно смотреть на меня и повторять движения губами.
На занятии я выработать у детей привычку не только слушать, но и смотреть и выполнять задания следуя образцу. Формирование звуковой стороны речи осуществляют в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Главную роль я отвожу специальным индивидуальным занятиям, сочетающим показ-образей произношения с активным упражнение для детей. Свои занятия я дополняю специальными упражнениями вне занятий.
Для развития речевого слуха, слухового внимания провожу с детьми следующие игры:"Угадай, как надо делать". Произнося в разном темпе фразы:"Мелет мельница зерно", "Дети плавали в реке"и др., дети выполняют подражательные движения. "К кому пришел, от кого ушел волк?" Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал-козлята, волчата или охотник. "Угадай, кто позвал", "Эхо" и др. Все эти игры используют в индивидуальной работе.
При использовании разных средств для развития звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика, игры для мелкой маторики и общей моторики,активно подключаю малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.
Использую малые формы фольклора в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:маленький, да удаленький; мал, да удал; Танина коса-всему городу краса;ау, подай голосок через темный лесок; поспешишь - людей насмешишь; скоро пойдешь- ногу зашибешь.
В качестве порицания:
Много шума-мало толку;
Весь дом вверх дном;
Кто весел, а кто нос новесил;
Наш пострел везде поспел.
Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к приему ищи и сну:
Пели, пели, да есть захотели;
Хлеб-соль кушай,да добрых людей слушай;
Милая подружка-подушка;
Одним ухом спит, другим слышит;
Спали, почивали, весело ль встали?
Устраиваю с детьми вечер загадок, предлагаю детям самим разгадать загадки о животных, знакомых предметах.
Испугался кот собак, задом пятится как. (рак)
Береги нос в сильный. (мороз)
В день рождение Петрушке купили новые. (игрушки)
Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия с элементами малых фольклорных жанров дают свои плоды. Коллективные занятия стали продуктивнее, утомляемость детей на занятии уменьшается. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
-всесторонние развитие личности ребенка,сознательность и активность детей,
-учет возрастных особенностей ребенка,
-индивидуальный подход,
-наглядность,научность и системность.
В своей работе по формированию у детей речевых навыков активно привлекаю родителей. В работе с родителями предусмотрены беседы, групповые собрания, оформление папки-передвижки "Говорят наши дети", "Роль малых фольклорных форм в развитии звуковой культуры речи".
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в отпределенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважению к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.
Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладывается основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания для детей на начальном этапе развития.