Валентина Абрамова
Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизирование знаний педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.
2. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ, а также на всестороннее развитие детей.
Публикация «Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка» размещена в разделах
Материалы и оборудование: тесты на 2 команды, фишки зеленые и желтые, резиночка, мяч, пеньки из бумаги, цветы из линолеума, скакалка, ручки, бумага
Ход семинара-практикума
1. Вступление
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый должен осознавать важность разумного отношения к своему здоровью.
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, и систематическая двигательная активность, и отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что «путь к здоровью» зависит, прежде всего, от нас самих.
2. Понятие «двигательная активность». Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка.
Для того, чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т. д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это положительное влияние двигательной активности на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения, двигательная активность. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность? В своей работе «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях» кандидат психологических наук Вера Григорьевна Алямовская обозначила основные утверждения, на которые должна ориентироваться система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Рассмотрим их подробнее!
Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т. д.).
Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? - (бег). Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!». Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача педагогов разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять не менее 4 часов в день». Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке. Педагоги озвучивают виды двигательной активности на прогулке (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т. д.). Из всего сказанного вытекает утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов). Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Также двигательная активность имеет положительное влияние и на ЦНС, и гормональную систему, т. к. в процессе движений вырабатывается гормон счастья и радости - серотонин и эндорфин.
3. Структурные компоненты ДА.
Педагогам дается 2-3 минуты, чтобы записать структурные компоненты двигательной активности и выделить в них главные компоненты (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физминутки, динамические паузы, прогулка, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и т. д.).
4. Практическая часть семинара-практикума «Всё новое - хорошо забытое старое, или игры нашего детства».
Ни для кого не секрет, коллеги, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Это такие игры как «Классики», «Резиночки», «Выжигало», «Ремешки» и многие – многие другие. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. И сейчас я предлагаю вам поиграть.
1. «Мозговая атака».
Загадки о спорте.
• Любого ударишь – он злится и плачет.
А этого стукнешь – от радости скачет!
То выше, то ниже, то низом, то вскачь.
Кто он, догадался? Резиновый.
(Мяч)
• Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь, ну, конечно – это.
(Мяч)
• Силачом я стать решил, к силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем, как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ: - Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели, поднимаю я.
(Гантели)
• Есть лужайка в нашей школе, а на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка! Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
• Зеленый луг, сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот бойко бегает народ.
На воротах этих рыбацкие сети.
(Стадион)
• Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются.
(Лыжи)
• На снегу две полосы, удивились две лисы.
Подошла одна поближе: здесь бежали чьи-то.
(Лыжи)
• На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки.
(Лыжня)
• Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?
(Лыжник)
• Ног от радости не чуя, с горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе, кто помог мне, дети?
(Лыжи)
• Он на вид - одна доска, но зато названьем горд,
Он зовется… (Сноуборд)
• Есть ребята у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих что за кони у меня?
(Коньки)
• Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони, а блестящие.
(Коньки)
• Палка в виде запятой гонит шайбу пред собой.
(Клюшка)
• Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - там идёт игра -.
(Хоккей)
• Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.
(Велосипед)
• Не похож я на коня, хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться, для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай, но звонить умею, знай!
(Велосипед)
• Ранним утром вдоль дороги на траве блестит роса,
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ – это мой.
(Велосипед)
• Эстафета нелегка. Жду команду для рывка.
(Старт)
• На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
«Раздумье». Аббревиатура (СССР, ФСБ, СНГ, МЧС, ЦРУ, ФЗОЖ, ООП, ФГОС, ЧБД). Педагогам предлагается расшифровать аббревиатуры в соответствии с физкультурно-оздоровительной тематикой. Например: СССР – самые сильные и смелые ребята, МЧС – мы чемпионы спорта и т. д.
2. «Резиночки».
Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Это «новая» старая игра в «резиночку». И я подумала: «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?». Так, обыкновенная резинка может стать настоящей находкой в работе с детьми по стимулированию их двигательной активности. Основой игры являются прыжки. Прыжок в «Резиночки» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «резиночку» способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышц тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость. Правила игры в «резиночку» просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру (предложить педагогам по схемам прыжки через резиночки).
3. Игра с цветочками "Классики"
Оборудование: вырезанные из линолеума цветы.
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация : цветы раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд - два цветочка рядом, 2-й - один цветок, 3-й - два цветка рядом и т. д.
Ход игры:
Дети по очереди прыгают по цветочкам как по классикам.
1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.
4. «Скакалка».
Предложить педагогам вспомнить игры: «Часы бьют раз…» (через длинную скакалку, обычные прыжки через скакалку.
5. Игра "Гигантские шаги"
Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.
Организация : пеньки раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.
Ход игры:
Дети по очереди различными способами перешагивают с пенька на пенек (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).
6. «Игры с мячом».
Сколько замечательных игр с мячом было во времена нашего детства, и всегда они проходили необыкновенно весело и интересно. Сейчас понимаешь, что кроме радости эти игры несли в себе и массу других полезных свойств: развивали ловкость и выносливость, тренировали координацию движений и внимание. Давайте попробуем вспомнить, что же умели делать наши мячи, и мы вместе с ними. А потом научим этим волшебным играм наших подрастающих детей.
Целая серия игр предполагала соревнования между участниками в ловкости и умении виртуозно владеть мячом. Назывались эти игры по-разному: «Попугайчики», «Десятки» «Козлик», «Вышибалы». Для одних упражнений нужен был только небольшой мячик (идеально – теннисный, для других – мяч побольше (волейбольный) и стена.
Игра «Действия с мячом»
Участники встают в большой круг, передают мяч друг другу и с помощью глаголов называют действия и манипуляции с мячом.
7. Тест для самооценки знаний педагогов по руководству двигательным развитием детей
В каждом из заданий выберите один правильный ответ.
1. Что не относится к физическим качествам:
а) быстрота;
б) равновесие;
в) ловкость;
г) выносливость.
2. Гиподинамия – это:
а) недостаточная двигательная активность;
б) чрезмерная двигательная активность;
в) низкая физическая подготовленность;
г) несоответствие двигательных умений возрастным нормам
3. Физическая подготовленность дошкольника – это:
а) овладение спортивными упражнениями;
б) уровень сформированности двигательных умений, навыков и физических качеств;
в) умение выполнять движения без показа взрослых;
г) потребность в занятиях физическими упражнениями.
4. Двигательная деятельность дошкольника – это:
а) совокупность двигательных умений;
б) бег, прыжки, метание и другие движения;
в) выполнение движений детьми под руководством педагога;
г) осознанные и целенаправленные движения и действия.
5. Наиболее информативным методом оценки физической подготовленности является:
а) наблюдение;
б) контрольное упражнение;
в) проведение тестов;
г) хронометраж.
6. Показателем двигательного развития ребенка не является :
а) двигательная активность;
б) здоровье;
в) разнообразие движений;
г) физическая подготовленность;
7. Гиперподвижность ребенка характеризуется :
а) разнообразием движений;
б) высокой интенсивностью двигательной активности;
в) творческой направленностью движений;
г) осознанностью двигательной деятельности.
8. Малоподвижные дети:
а) проявляют высокий интерес к двигательной деятельности;
б) имеют значительный двигательный опыт;
в) предпочитают творческие движения;
г) отличаются однообразием движений.
9. Что не является задачей двигательного развития дошкольников:
а) физическая подготовка к спортивной деятельности;
б) обогащение двигательного опыта;
в) формирование двигательных умений и навыков;
г) формирование двигательной активности.
Правильные ответы: 1б, 2а, 3б, 4г, 5в, 6в, 7а, 8а, 9г.
8. Итог.
Уважаемые педагоги, от вас зависит, насколько насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность будет предложена детям для того, чтобы реализовать главную их потребность в дошкольном возрасте — потребность в движении. Играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт и, может, с вашей легкой руки многие забытые игры и забавы вновь оживут. И в детстве наших воспитанников тоже будут и резиночки, и классики, и скакалки, и радость настоящей детской дружбы, и такие одновременно простые и очень непростые дворовые игры, игры - вашего детства.
Рефлексия «Ветер дует…»
Встать в круг для подведения итогов работы семинара.
- Представьте, что сейчас в зале поднялся сильный ветер! Тот, на кого он сейчас подует, должен покружиться в центре нашего круга. Итак, ветер дует на:
• тех, кто освежил свои знания в области работы по двигательной активности с детьми;
• тех, кто будет активно использовать в работе перечисленные выше формы физкультурной работы с детьми;
• тех, кто не считает целесообразным использовать данные формы работы с детьми;
• тех, кто устал, потратил зря время:
• тех, кто покидает семинар с хорошим, бодрым настроением.