Екатерина Хохлова
Формирование знаний правил дорожного правил дорожного движения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию:
Формирование знаний правил дорожного правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через проектную деятельность
г. Курган, 2022 г.
Актуальность
«Самое дорогое у человека – это жизнь!»
Островский Н. А.
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Консультации для педагогов
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
Зачастую виновниками дорожно - транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП, резко возрастает. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Необходимо воспитать предусмотрительного пешехода и водителя, который соблюдает меры предосторожности, имеет навыки безопасного поведения.
Поэтому я решила выбрать именно эту тему по самообразованию, так как безопасность детей всегда остается на первом плане.
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, совершенствовать условия для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-разработать авторскую игру по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах;
-подготовить и провести консультации, беседы, мастер-классы, акции с родителями воспитанников;
-публиковать опыт работы в электронных СМИ;
-транслировать свой опыт работы в методических объединениях, семинарах, профессиональных конкурсах;
-участие детей в конкурсах;
- участие в акциях.
В результате работы предполагается, что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице; об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице; дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле); будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях; будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Форма самообразования : индивидуальные и коллективные и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме,
- Работа с родителями, консультации, беседы,
- Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня знаний по теме
- Активность родителей и детей по соблюдению безопасности дорожного движения.
Разделы плана
1. Изучение психолого-педагогической литературы
№ Литература Форма отчета
1. Н. В. Елжова. ПДД в д/ с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013. Разработка перспективных планов для всех возрастов.
Картотека конспектов.
2. Т. А. Игорыгина. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013 Изготовление наглядных пособий.
3. Е. И. Шаламова. Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013. Консультации.
Копилка проблемных ситуаций.
4. Информация из сети Интернет. Выступление на семинаре, педсовете.
5. Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ. Консультации для педагогов, родителей.
6. О. Ю. Старцева. Школа дорожных наук : Дошкольникам о правилах дорожного движения, 2012. Показ СОД по ПДД для педагогов и родителей.
7. Т. Ф. Саулина. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008. Внедрение в образовательную деятельность по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой.
8. Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет : занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012. Использование в работе с детьми в СОД и режимных моментах.
9. Н. А. Извекова. Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011. Размещение на личном сайте материала из опыта работы.
Создание дидактических игр по ПДД, интерактивных игр.
10. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008 Консультации.
Копилка проблемных ситуаций, дорожные ловушки.
11. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», методическое пособие. - М., «Третий Рим», 2007 Консультации для педагогов, родителей.
12. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку». М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005 Разработка перспективных планов для всех возрастов.
2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
№ Тема Срок Форма отчета
1 Составление плана работы по самообразованию;
Изучение научно-методической
литературы; обзор информации
по исследуемой теме в Интернете.
Знакомство с практическим опытом;
Подбор диагностического материала.
Посещение м/о, семинаров;
Пополнение предметно-развивающей среды.
Разработка квеста по ПДД. 2022-2023 гг. 1. СОД по ПДД на базе МДОУ "Прогимназия № 63"
2. Анкетирование родителей.
3. Совместные работы детей и родителей.
2 Работа с родителями: собрания, индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, семинары-практикумы, стендовые доклады, открытые занятия.
2022- 2023 гг. Оформление стендов и выставок тематической литературы.
Оформление консультаций, папок-раскладушек.
Изготовление атрибутов по данной теме.
3 Семинар-практикум для педагогов «Роль воспитателя в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах города» 2022-2023 гг. Проведение семинара-практикума для педагогов ОУ.
4 Составление картотеки игр, презентаций. 2022-2023 гг. Презентация игр на педсовете.
5 Изучение материала по данной теме.
2022-2023 гг. Показ совместной образовательной деятельности на методическом объединении воспитателей.
Участие в семинарах, конференциях.
Отчет о работе по самообразованию на педсовете ОУ.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
№ Тема Срок Форма отчета
1
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» 2022-2023 гг. 1. Консультации для родителей на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе обучения детей основам безопасного поведения на дороге»
2. Мастер-класс «Изучаем с детьми ПДД».
2 2022-2023 гг. 1. Принимать участие в работе педсоветов, семинаров-практикумов.
2. Анкетирование родителей.
3. Выявление знаний у детей.
5. Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра по ПДД)
3 2022- 2023 гг. 1. Подбор материала для родителей.
2. Консультации для педагогов ДОУ.
3. Принимать участие в конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
4. Выявление знаний у детей в конце года.
5. Создать игры-презентации по ПДД, используя компьютерную технологию.
4 2022-2023 гг. 1. Консультация для родителей «Безопасность детей в наших руках»
2. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах («Дорога глазами детей», «Зеленый огонек» т. д.)
3. Разработка авторской игры, рецензирование.
5 2022-2023 гг. 1. Обобщение опыта работы на районном, городском, республиканском уровне.
2. Работа с родителями - круглый стол с родителями по теме: «Мы в ответе за то, чему научили»
3. Мастер-класс для педагогов «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах»
4. Проект «Школа безопасности»
5. Акция «Мы пешеходы и пассажиры»
6. Встречи с интересными людьми – сотрудники ГИБДД УМВД по г. Кургану.
6 2022-2023 гг. Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).
7 2022-2023 гг. Работа кружка по ПДД «Школа дорожных наук»
4. Участие в системе методической работы детского сада
1. Взаимопросмотр открытой ООД, организованной ОУ.
2. Посещение семинаров, конференций.
3. Изучение опыта других педагогов.
4. Принимать активное участие в работе педагогического совета и районного МО воспитателей детских садов.
5. Создание дидактических и электронных игр по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста.
5. Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год
Месяц Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями Практический выход
Сентябрь - Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через проектную деятельность»
- Постановка целей и задач по данной теме
- Самоанализ педагога «Что я знаю о ПДД». -Мониторинг
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»).
-Отгадывание загадок по ПДД.
- Сюжетно-ролевая игра «Такси».
- Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».
- Памятка для родителей «Дети и дорога»
- Анкетирование по соблюдению правил дорожного движения Картотека подвижных игр для ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Октябрь - Изучение темы: «Роль потешек в изучении правил дорожного движения».
- Консультирование воспитателей «Организация занятий по обучению ПДД».
- Создать уголок с атрибутами для игр в группе по ПДД
- Знакомство с дорожными знаками.
- Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости».
- Подвижная игра «Красный стой, на зеленый иди».
- Слушание песни «Дорожный знак», муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука - Консультация: «Родителям о дорожной безопасности»
- Консультация: «Знает правила семья, значит знаю их и я»
- Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге» - Пополнение папки «Консультации для родителей»
Ноябрь - Создание картотеки сюжетно -ролевых игр по ПДД - Играть в сюжетно – ролевые игры по ПДД в режимных моментах.
- Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» - Создание библиотеки красочных книг по ПДД для детей.
- Беседа с родителями «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». - Атрибуты для сюжетно- ролевых игр
Декабрь - Изучение темы: «Использование дидактических игр при изучении правил поведения на улице»
- Консультация «Формирование у детей навыков осознанно безопасного поведения на улице»
- Дидактическая игра «Подбери нужные карточки», «мы по улице шагаем»
- Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения»
- Чтение стихов, произведений о ПДД
- Подвижная игра «Будь внимателен».
- Работа с мелким строительным материалом: постройка легкового автомобиля. - Показ родителям ролика «ПДД в жизни нашей группы»
- Памятка родителям по правилам дорожного движения - Картотека бесед по ПДД.
Январь - Изучение темы:
«Поведение в транспорте». - Чтение детям рассказов.
- Прослушивание аудиозаписей сказок.
- Дидактическая игра «Назови правильно».
-Чтение А. Тюняева «Правила дорожного движения».
- Игра «Починим светофор» - закрепить порядок цветов в светофоре.
- Ситуативное общение «Как мы играем на улице зимой».
- Беседа: «Осторожно, скользкая дорога!» Консультация: «Огромное уважение»
-Создание библиотеки красочных книг с правилами поведения в транспорте.
Привлечение родителей к созданию (обогащению) развивающей среды по изучению ПДД. - Атрибуты к подвижным играм
- Конспекты занятий по ПДД
Февраль Пополнить играми содержание уголков по ПДД. - Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)
- Беседа с детьми «Для чего нам нужен светофор»
- Чтение детям рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу».
- Рисование «Дорога для автомобилей».
- Сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход».
- Консультация «Воспитание послушания и ответственности через сказки»
- - Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения.
Март - Изучение темы: «Влияние книг на соблюдение и знание правил дорожного движения»
- Создание заданий «Я знаю ПДД».
- Дидактические игры «Угадай знак», «Из какой сказки герой»
- Чтение «Мальчик и сто автомобилей».
-Сюжетно-ролевая игра «Мы–водители». - Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице». -Картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему «ПДД».
Апрель - Изучение темы: «Знакомство с дорожными знаками.
(Знакомство со значением некоторых часто встречающихся в микрорайоне детского садика и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу)
- Создание презентации по правилам дорожного движения - Учить детей обыгрывать знакомые сюжетные – игры используя атрибуты по пдд (игры-драматизации)
- Просмотр мультфильма «Светофор. Обучающая детская песенка.
- Чтение С. Волкова «Правила дорожного движения»
- Подвижная игра «Ловкий пешеход»
- Конкурс совместных творческих рисунков родителей и детей на тему «Моя любимая улица»
- Совместный конкурс рисунков: «Азбука безопасного поведения на дороге» Макет по ПДД
Май Самоанализ плана самообразования. - Учить детей обыгрывать знакомые игры (игры-драматизации
- Просмотр мультфильма по ПДД
- Беседа «Когда мы пассажиры»
- Подвижная игра «Найди свой цвет»
- Чтение детских стихов про машины. - Презентация познавательного проекта "Соблюдая ПДД, не окажешься в беде!
на итоговом родительском собрании Атрибуты к подвижным играм, пополнение папки консультации для родителей.
6. Обучение на курсах повышения квалификации