Татьяна Захарченко
Конспект занятия по развитию речи «Откуда хлеб пришёл. Злаки. Звук и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие».
Цель: закреплять знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, подбирать слова-антонимы, закреплять словарь по данной теме; познакомить со звуком и буквой И, учить анализировать звуковой ряд из трёх гласных, воспроизводить звуковой ряд из трёх гласных, упражнять в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –и, -а; продолжать учить детей лепить хлебобулочные изделия, используя знакомые приёмы лепки; развивать внимание, память, мелкую моторику; воспитывать уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Откуда хлеб пришёл, Злаки, Звук и буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оборудование: картинки «Злаки», крупы, картина «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники, предметные картинки на данный звук, картинки для упражнения в образовании И. п. мн. ч. существительных (дыня, муха, нога, конь, мак, петух, улитка, утюг, паук, дом, окно, утёнок, звуковые символы, звуковые домики, разрезные азбуки, рабочие тетради, карандаши, солёное тесто.
Ход:
- Орг. момент.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришёл на стол к нам – хлебом.
- Беседа о хлебе :
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о хлебе.)
- Откуда берётся хлеб, который каждый день покупаем в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс.)
Загадка:
Золотист он и усат.
В ста карманах сто ребят. (Колос.)
Рассматривание колосьев.
- Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)
- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)
- Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зёрна пшеницы круглые, а зёрна ржи – длинные. Из ржи получают муку тёмную, пекут чёрный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)
- Где растёт хлеб? (В поле.)
- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую – весной.
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)
Рассматривание картины «Уборка урожая».
- Кто собирает урожай на полях?
- Что делают трактористы?
- Кто работает на комбайне?
- Куда везут зерно на машинах? (На элеватор.)
- Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно.)
- Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок».
- С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
- Физкультминутка
Едем в поле. Дети встают друг за другом и «едут» в поле
на машинах.
На кочку наехали Подпрыгивают,
В яму заехали приседают,
Горки объехали делают повороты вправо и влево.
И на поле приехали.
- На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья – они все разные: один высокий, а другой …
- Д/игра «Наоборот»
- Один большой, а другой … и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой)
- Д/игра «Назови ласково»
- Это поле большое, а маленькое – полюшко
- Это колос, а это маленький - … ; (пшеница - … ; ячмень - … ; кукуруза -… ; зерно - … ; стебель -)
- Д/игра «Какой?»
- Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (Пшеничный)
- Из ржи пекут лепешку, значит лепешка какая? (Ржаная)
- Из кукурузы делают масло, значит масло какое? (Кукурузное)
- Из ячменя готовят кашу, значит каша какая? (Ячменная)
- Овсяное печенье пекут из …
Пословицы и поговорки о хлебе (значение) :
Хлеб – всему голова.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Урожай не от росы, а от пота.
Игровое упражнение «Будь внимателен».
- Повторение изученных гласных А, У.
- Знакомство со звуком и буквой И (выделение на слух звука из слов : игры, иволга, ивушка, иглы, Инна).
- Произнесение звука И, характеристика.
- Выделение на слух звука :
- из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои;
- из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан…;
- из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испугаться, уголок, удивляться…;
- из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья…
- звуковой анализ ряда из трех гласных: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау (определение первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества звуков и воспроизведение звуковых рядов).
- Выделение звуков в произношении : работа с картинками, позиция звука
- Д/игра «Эхо»
дыня - дыни, муха -…, нога -…, конь -, книга -…, окно -…, мак -…, петух -…, улитка -…, утка -…, утюг -…, утенок -, паук -…, дом -…, лебедь -…, индюк -…, линейка -…, калитка - ….
- Работа с кассами.
- Работа в тетрадях.
- Практическая работа с детьми (из солёного теста лепка булочек).
- Итог: Как вы думаете, как надо относиться к хлебу? Почему?