Надежда Лаврентьева
Техника «Ниткография»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы.
Задачи программы:
- познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами (нитка графия) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки») использования в работе;
-учить детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких, ворсистых и т. д.);
Публикация «Техника „Ниткография“» размещена в разделах
- развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию;
-способствовать развитию внимания;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребёнка к письму;
- воспитывать трудолюбие, терпение.
3. Содержание программы.
Метод «нитка графия» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести. Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.
Принципы содержания программы.
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- 0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
- Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию, рисованию нитью (нитка графия); открытие новых знаний.
Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно - творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В работе кружка принимают участие и родители воспитанников. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Условия для занятий в творческой мастерской.
1.3анятия проходят в отдельном помещении (кабинете, которое имеет свою предметно – развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, интереса, творчества.
2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературного материала: стихи, загадки, пословицы – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.
4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5. Подбор развивающих и подвижных игр, гимнастики для глаз.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя- руководителя студии на педсовете.
4. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы студии предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с нитками и простейшими инструментами (ножницами, крючком) :
-знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и крючком;
-знают историю древнего рукоделия;
-правильно сматывают клубок;
-различают нитки (шерсть, синтетика)
-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать нить, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);
-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.
Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.
Мастер-класс «Восьми ножка» техника нитка графия.
Автор: Лаврентьева Надежда Александровна
Назначение мастер - класса: Картины, выполненные детьми с помощью разноцветных ниток, могут быть использованы на выставках детских работ, в качестве украшения интерьера или подарка для любимых мам и бабушек.
Мастер – класс предназначен для педагогов дошкольного образования и родителей, а также для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Цель: обучение детей провязыванию нескольких воздушных петель ; использованию их в аппликационных работах.
Задачи: заинтересовать рукоделием – нитка графия; учить детей использовать результат рукоделия в виде оформления картин; воспитывать радость от совместного творчества, самостоятельно готовить подарки;
побуждать к творческой активности.
Девиз мастер – класса: "Не учись безделью, а учись рукоделью"
Материал для работы:
-клубки ниток,
- картон;
- клей ПВА;
- стразы, бусинки и т. п. ;
- ножницы.
Воспитатель: к нам сегодня приплыл необычный гость, а кто догадайтесь
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо…
Дети: Осьминог!
Воспитатель: Угадали! Сегодня для нашего осьминожки мы будем делать ножки, чтобы он плавал глубже и быстрее.
Показ вязания воздушных петель.
Детки, а теперь давайте превратимся в осьминогов!
Физкультминутка:
Осьминожки в море жили,
Головой они крутили,
Вот так, вот так,
Еще эдак, еще так.
(Качают головой, затем вращают в разные стороны.)
Осьминожки плыть решились,
По волнам они пустились,
Вот так, вот так,
Еще эдак, еще так.
(Водят руками из стороны в сторону, потом вперед-назад)
А потом они плясали,
Дружно ножки выставляли,
Вот так, вот так,
Еще эдак, еще так.
(Выставляют поочередно ноги на пяточку) .
Дети садятся за столы.
Поможем осьминожку найти своих друзей?
- Да.
Итак мы отправляемся в путешествие, но оно у нас будет не простым, а помогут нам в этом наши друзья интересный и волшебный клубочек ниток и крючок. Всем нам знаком этот «волшебный клубок», который всегда в русских народных сказках приходил на помощь людям в поисках счастья и добра. Вот и у нас он оказался не случайно, он поможет нам найти друзей осьминожки.
Вяжем воздушные петли и прикрепляем их к клубку.
На заметку воспитателю: клубки можно с легкостью превратить в любого героя, просто прикрепив к нему глазки и улыбку.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
(Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.)
Понравилось вам наше путешествие? Мы нашли новых друзей для нашего осьминожки и теперь он с ними поплывет далеко в океан, что бы найти старых друзей. Давайте скажем ему до свидания, в добрый путь.