Оксана Дербилова
Конспект занятия «Мудрая геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей действовать по образцу: составлять картину из геометрических фигур;
- закреплять умение ориентироваться на плоскости;
- учить детей использовать наречия (вверху, внизу, слева, справа, в середине); Развивающие:
- развивать зрительное внимание (переключение и распределение внимания, слуховое внимания,
- развивать зрительное и слуховое восприятие,
Публикация «Конспект занятия „Мудрая геометрия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать зрительную (кратковременную) и слуховую память,
- развивать логическое мышление,
- развивать речь,
- развивать произвольность, способность быстро реагировать на инструкцию,
- развивать умение взаимодействовать со сверстниками,
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию,
- вызывать радость от полученных работ.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные: художественное слово (выполнение упражнений под текст, беседа, вопрос-ответ, объяснение);
Игровые (динамическая пауза, психогимнастика);
Практические (упражнения);
Педагогические технологии (личностно-ориентированная, игровые);
Здоровьесберегающие технологи (динамическая пауза, психогимнастика).
Средства обучения
Демонстрационный материал:
- мультимедийная презентация;
- геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, трапеция, прямоугольник);
- колокольчик.
Раздаточный материал:
- карточки («билеты») с обозначением фигуры и ее цвета;
- бланки для выполнения заданий;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- «кристаллы».
Предварительная работа.
Знакомство с геометрическими фигурами; рассматривание энциклопедий, картинок посвященных временам года; выкладывание предметов с помощью геометрических фигур.
Виды детской деятельности в ОД:
Двигательная (динамическая пауза, социально-коммуникативная, игровая.
Конспект образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Организационный момент
Включен слайд 1 мультимедийной презентации.
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Колокольчик озорной».
Воспитатель звонит в колокольчик и проговаривает слова: «Колокольчик озорной ты ребят в кружок построй!».
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Воспитатель: Ребята, предлагаю сегодня поздороваться, передавая улыбку по кругу.
Поворачивается к соседу справа и улыбается ему. После чего тот улыбается своему соседу справа и так по кругу, пока не дойдет снова очередь до психолога.
Звенит звонок (Слайд 2).
Воспитатель: Ребята что это? (Звонок) Скажите, что означает звонок в школе? (Начало и окончание урока или перемены). Что означает звонок для нас сейчас? (Начало занятия). Совершенно верно, у нас началось занятие и мы оказались в волшебной стране «Геометрии». Здесь нас ждут разные задания, но прежде вам необходимо занять места за столом. Посмотрите, они отмечены разноцветными фигурами (квадраты и треугольники). Для этого вы вытянете «билет», на котором написано название и цвет фигуры (синий квадрат, желтый треугольник и т. д.).
Дети читают надписи и рассаживаются согласно билетам. (Кто не умеет читать пользуется помощью воспитателя). Воспитатель проверяет правильность рассадки, собирает билеты.
Воспитатель: Заняв свои места, вы разделились на две команды. Как думаете какие? (Треугольники и Квадраты). Молодцы!
Мотивационный момент
1. Появление персонажа – Мудрый Филин. (Слайд 3)
Воспитатель: Мудрый Филин приветствует вас! Он приготовил для вас задания. (Слайд 4)
На доске: Задание – зашифрованное послание: изображение четырех разноцветных полос.
Воспитатель: Вот это задание, ничего не понимаю. А вы как думаете, что задумал Мудрый Филин? (Зашифровал что-то).
(Слайд 5) Воспитатель читает послание от Мудрого Филина : Чтобы эту тайну разгадать, нужно вам мои задания выполнять.
Воспитатель: Какой хитрый наш учитель. Будем выполнять задания? (Да) А вы догадались, сколько будет заданий? (Четыре, так как четыре полосы разного цвета). (Слайд 5*)
2. Основная часть.
1. задание «Будь внимательным!» (Слайд 6, 7).
На доске: в прямоугольнике четыре ряда геометрических фигур. Слева располагается образец-задание: подчеркнутые разным цветом определенные фигуры.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на доске? (Геометрические фигуры). Как они располагаются? (По рядам). Правильно, а еще здесь есть два столбика. Слева – образец как нужно выполнять задание. Справа поле для его выполнения. Всего заданий четыре.
Раздача бланков с заданием.
Воспитатель объясняет на примере первого ряда: В первом ряду в образце показан треугольник, который выделен с помощью подчеркивания зеленым карандашом. Вам необходимо найти в этом ряду все треугольники и выделить их также как в образце (Слайд 7*). Попробуйте у себя на листах.
Далее воспитатель переходит к объяснению задания второго ряда: Здесь предлагается найти уже две фигуры (круг и квадрат, выделить их как в образце (подчеркнуть круг – красным цветом, квадрат – синим). Можете дальше выполнять задания в оставшихся рядах самостоятельно.
Дети выполняют работу самостоятельно по образцу (ряд 2, 3, 4). Воспитатель контролирует.
По завершении этого этапа воспитатель дает дополнительное задание: Посчитайте количество подчеркнутых в ряду фигур разного вида и запишите внутри фигуры-образца (Слайд 7*).
Воспитатель: Давайте проверим все задание. (Дети отвечают с места).
Воспитатель: Молодцы и Мудрый Филин отдает нам часть зашифрованного послания.
Каждая команда получает экземпляр второй части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 8). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных желтыми фигурами.
2. Задание «Посмотри и запомни»
(Слайд 9, 10)
На доске: Пять геометрических фигур разного цвета, расположенные в столбик, пустой лист-бланк.
Воспитатель: Вот мы перешли ко второму заданию. Что вы видите (Разноцветные геометрические фигуры, пустой лист). Обратите внимание на то, как располагаются эти фигуры. (В столбик). Вам нужно постараться запомнить все фигуры по порядку и по цвету. Когда я закрою их на доске, вы попробуете нарисовать на своих листах по памяти.
Раздача бланков для выполнения задания. Работа выполняется цветными карандашами. Дается время для запоминания (Слайд 11). Во время выполнения детьми задания включен Слайд 12. После самостоятельной работы проверка у доски.
Один ребенок на доске выкладывает свой ответ с помощью геометрических фигур.
Далее проверка (Слайд 12*).
Детям дается время для исправления ошибок.
Воспитатель: Молодцы и Мудрый Филин отдает нам еще одну часть зашифрованного послания.
Каждая команда получает экземпляр четвертой части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 13). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных зелеными фигурами.
3. Динамическая пауза.
(Слайд 14, 15).
На доске: Слово «Переменка».
Психолог: Ребята, здесь написано слово «Переменка». Скажите, что же такое перемена в школе. (Время между уроками, когда ученик может отдохнуть). Правильно, это время для отдыха в школе. А давайте узнаем, как Мудрый Филин хочет, чтобы мы отдохнули.
(Слайд 16).
На доске: Геометрические фигуры, как на местах детей.
Воспитатель: Посмотрите фигуры, изображенные на доске, совпадают с фигурами на ваших местах. Предлагаю вам на время превратиться в эти фигуры. Для этого закройте глаза и представьте свою фигуру. Выходите из-за столов и вставайте вкруг.
Воспитатель звонит в колокольчик и проговаривает слова: «Колокольчик озорной ты все фигуры в круг построй!».
Дети встают в круг.
Воспитатель: Я буду давать вам разные команды, что нужно делать, а вы будьте внимательны. Все фигуры готовы? (Да). Начинаем:
Все фигуры – топают.
Треугольники – хлопают.
Квадраты – кивают головой.
Красные и синие фигуры – машут руками «Привет!».
Желтые и зеленые фигуры – сжимают и разжимают кулачки.
Все фигуры – прыгают на месте.
Треугольники – стоят на левой ноге.
Квадраты – стоят на правой ноге.
Синие – говорят: «А».
Красные – говорят: «Б».
Зеленые – говорят: «В».
Желтые – говорят: «Г».
Все – говорят: «Молодцы!»
Квадраты – садятся на места.
Треугольники – садятся на места.
Дети возвращаются на свои места
Воспитатель: Теперь ребятам пора вернуться на урок. Снова закройте глаза и представьте себя, сидящими за столом. Открывайте. Посмотрите, Мудрый Филин доволен и предает еще одну часть зашифрованного послания.
Каждая команда получает экземпляр первой части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 17). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных синими фигурами.
4. Задание «Логический квадрат».
(Слайд 18, 19).
На доске: Квадрат из 9 клеток и набор фигур: 3 треугольника, 3 круга, 3 квадрата. Часть клеток заполнена фигурами.
Воспитатель: Ребята, что вы видите в этом задании? (Фигуры, сетку, клеточки, три клетки заняты, а остальные пустые). Как думаете, что нам нужно сделать с пустыми клетками? (Заполнить фигурами).
Верно. Вам необходимо заполнить пустые клетки оставшимися фигурами.
Раздача бланков для выполнения задания. Задание выполняется простым карандашом.
Воспитатель: Вам необходимо заполнить пустые клетки оставшимися фигурами так чтобы они все располагались в разном порядке, как по вертикали, так и по горизонтали (как в рядах, так и в столбиках).
Совместное заполнение первого ряда и начало второго (Слайд 19*).
Далее дети работают самостоятельно.
Воспитатель: Для проверки выполнения задания, предлагаю поменяться друг с другом работами: синим фигурам с красными, желтым с зелеными.
Воспитатель демонстрирует правильный ответ (Слайд 19*, дети красным карандашом отмечают ошибки. После проверки работы возвращаются обратно.
Воспитатель: Посмотрите, Мудрый Филин доволен и предает еще одну часть зашифрованного послания.
Каждая команда получает экземпляр третьей части зашифрованной картины «Школа» (Слайд 20). Ее получают, сидящие на местах, обозначенных красными фигурами.
5. Задание «Составить из частей целое»
Дети работают в команде (треугольники и квадраты).
Воспитатель: Ребята все четыре задания выполнены, теперь можно собрать из частей целую картину и узнать, что же зашифровал Мудрый Филин.
Дети собирают на столе картину «ШКОЛА» (Слайд 21).
Воспитатель: (Слайд 22)Мудрый Филин очень доволен нашей работой и говорит, что мы Молодцы! Давайте попрощаемся с нашим учителем. (Слайд 23).
Звонит звонок с урока Мудрого Филина (Слайд 24)
Воспитатель: Прозвенел звонок, и о чем нам это говорит? (Закончился урок). Правильно и теперь приглашаю вас перейти на ковер, где мы поговорим о нашем уроке.
Дети переходят на ковер.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов деятельности.
Рефлексия:
1. Поведение итога, оценка детьми занятия.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на уроке Мудрого Филина. (Ответы детей)
Давайте оценим это занятие с помощью упражнения «Кристаллы» (Слайд 25).
Предлагаю выбрать один из кристаллов:
Зеленый – понравилось, а больше всего…. (на выбор ребенка).
Красный – не понравилось, особенно…. (на выбор ребенка).
Желтый – средняя оценка, есть момент приятный и не приятный.
Обсуждение выбора каждого.
2. Ритуал прощания.
Упражнение «Колокольчик озорной».
Воспитатель звонит в колокольчик и проговаривает слова: «Колокольчик озорной ты ребят в кружок построй!».
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Воспитатель вместе с детьми: раз, два, три – МЫ сегодня МОЛОДЦЫ! (на счет хлопают три раза, на слово «молодцы» поднимают руки вверх и машут).