Оксана Губжокова
Конспект занятия «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- показать необходимость знания своей родословной;
- способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Методы и приемы: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, беседа, вопрос-ответ, дидактические игры, поисковая деятельность, создание проблемной ситуации, чтение стихотворения, совместный с детьми анализ проделанной работы.
Активизация и обогащение словаря: права и обязанности, предки, родословная, генеалогическое древо, род, тамга (герб, рода).
Публикация «Конспект занятия „Моя родословная“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: проектор, слайды, индивидуальные карточки, родовое древо каждой семьи, карточки для игр, иллюстрации и фотографии по каждой семье.
Предшествующая работа: поисковая деятельность по теме, дидактические игры, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, беседы, рассматривание: книг, документов, иллюстраций, картиной, слайдов, фотографий, семейных альбомов; заучивание стихотворений, чтение художественной литературы, художественное творчество, слушание и пение песен.
Ожидаемый результат:
Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, обычаям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Использования литература:
Пальчиковая гимнастика
"Десять внучат" Новиковская Пальчиковая гимнастика с. 25
"Рисуем человечка" Новиковская Пальчиковая гимнастика с. 24
"Российская семья" А. К. Мячина, Маленьким детям большие права, с. 78
Образовательная область социализация:
Беседы:
Я и моя семья.
Тайна имени.
Самая хорошая, дорогая самая.
Папа в доме и дом исправен.
Я с бабушкой своей дружу давным давно.
Мне дедушка рассказывал.
Легко ли человеку, когда он один?
Происхождение фамилий.
Что такое генеалогическое древо?
Что такое род, предки, поколение?
Игры:
Сложи картинку
Определи возраст
Закончи предложение
Подбери признак
Организация экспозиция из детских работ и фотографий "Загляните в семейный альбом"
Образовательная область познание:
Рассматривание семейных альбомов, поисковая деятельность, сбор материалов из семейного альбома и беседы по ним.
Н О О Д
Самый дорогой человек.
Мои младшие братья и сестры.
Старшие члены семьи.
Социально-нравственное воспитание
Ознакомление с окружающим
Образовательная область -речевое развитие
Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Загадки о семье.
Образовательная область художественно - эстетическое развитие
Художественно-продуктивная деятельность
Песня "Семья" Композитор
Слова: Елена Плотникова "Наша дружная семья "
Песня И. Корнелюка "Шумная семья"
Чтение художественной литературы.
В. Белов "Мамина дочка"
Л. Толстой "Старый дед и внучек"
А. Барто "Как Вовка бабушек выручил"
В. Сухомлинский "У бабушки дрожат руки"
Шорыгина Т. А. "Похищенное имя"
Ход занятия:
Воспитатель: Высоко в горах жил известный род Гъукабзэ, и их фамилия переводиться, с кабардинского как "чистое сердце". Люди, в этом роду, совершая добрые поступки сажали семена, которые на называли "семена добра", а из них вырастали очень красивые цветы.
В этом роду родилась необыкновенная девочка, которая всегда всем помогала. Все к чему она прикасалась, становилась красивее. И поэтому, мама и бабушка звали ее Адиса, что с кабардинского означает "золотые руки". А люди называли ее принцесса Роз. Но однажды в роду произошло несчастье, похитили ее младшего брата. Но бабушка говорила: "Мы должны продолжать дарить людям "семена добра" ".Ведь говорят: "Что посеешь - то и пожнешь".
Неподалеку от них, во дворце жила злая колдунья. Она заставляла своего садовника выращивать «семена зла», из которых вырастают колючки. Ни птицы, ни насекомые, ни люди не приходили к ней. А злая колдунья завидовала принцессе Роз и решила погубить ее. Она дала своему садонику мешочек с «семенами зла» и велела посеять их в саду принцессы. Чтобы «семена зла» выросли и погубили дивный сад принцессы Роз.
Придя во дворец, он увидел дивный сад, и принцесса Роз встретила его тепло, как родного человека. Садовник был удивлен, ведь он никогда не видел таких счастливых людей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему люди здесь были счастливые?
Дети: Потому что здесь не нарушают их права; все выполняют свои обязанности и т. д.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру: «Права и обязанности».
(Дети выкладывают лучики солнца по очереди: красные – права ребенка, зеленые – обязанности.)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, у маленького садовника нет имени, его всегда называли: урод, эй, лентяй и т. д. А давайте объясним ему, зачем человеку имя?
Дети: Чтобы можно было обратиться друг к другу; по имени можно узнать мальчик ты или девочка; по имени можно узнать, из какой ты страны; у адыгов имя давали ребенку через 40 дней после рождения.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что означают наши имена?»
На проекторе появляются фотографии детей, дети должны назвать имя друга и сказать, что означает его имя.
Воспитатель: В каких случаях к человеку обращаются по имени?
Дети: К сверстнику; к брату или сестре; к друзьям; к близкому человеку.
Воспитатель: А в каких случаях вы обратились бы по имени отчеству?
Дети: К незнакомому человеку; в знак уважения; если обращаешься к старшему человеку.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру: «Я-взрослый, давайте познакомимся!»
На экране появляется две фотографии, эти ребята должны друг другу представиться
По имени отчеству.
Воспитатель: Ребята, фамилии у людей появились много лет назад. Они образовывались разными способами. А вы поможете рассказать об этом.
Дети: По имени отца (Петр – Петров, Иван – Иванов, Аслан – Асланов)
По роду занятий или профессий (плотник – Плотников, гончар – Гончаров, сапожник – Сапожников, кузнец – Кузнецов, разводчик коров – Жамбеев)
По месту проживания (Из Москвы – Москвин, Живущий в горах – Таулуев)
Физминутка: «Мы команда – мы семья»
Воспитатель: Ребята, слово фамилия в переводе с латинского означает «семья». Если бы вас спросили, что такое семья? Как бы вы ответили?
Дети: Это люди, которые любят друг друга; Это где заботится друг о друге; относятся к друг другу с уважением; делят вместе радость и печаль; говорят друг с другом ласково, уважительно; это родные люди.
Воспитатель: Правильно ребята, семья – это самое главное и дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена люди слагали пословицы и поговорки о семье. А вы знаете?
Дети: Согласие да лад – в семье клад; вся семья, вместе так душа на месте; в хорошей семье – хорошие дети растут; семья сильна, когда над ней крыша одна; дерево держится корнями, а человек семьей; где любовь и совет, там и горя нет.
Воспитатель: Ребята, вы сделали столько добрых дел и рассказали маленькому садовнику о семье, что ему тоже захотелось иметь семью. Но единственное воспоминание о его семье — это его амулет. Принцесса Роз, увидев его, сказала, что это родовое тавро, и что у нее такой же амулет.
Ребята, раз он нашел свою семью и знает, что его зовут Тембулат. Давайте поможем ему составить его «Родовое древо»
Дети работают у столов, один работает у доски. С помощью символом составляют Родовое древо, теперь уже принца.
Воспитатель: Игра: «Кто кому, кто?»
Сколько поколений в этой родословной? (три)
Назовите эти поколения? (дети, родители, бабушки и дедушки)
«Тетя – это … (мамина или папина сестра)
«Бабушка – это …. (мамина или папина мама)
«Кто тебе мамина мама?» (бабушка)
«Кто тебе папина сестра?» (тетя)
Воспитатель: Ребята, а скажите кто такие предки? (это наши прапрабабушки и прапрадедушки)
Некоторые ребята из нашей группы хотят рассказать о своих предках (Жаннет, Ларина, Валерия)
Жаннет: Мой прадедушка, Кудаев Исмаил, был участником войны. Он помог выйти из окружения своему отряду, бросившись под танк со связкой гранат. В сквере университета КБГУ сооружен мемориал, на котором золотыми буквами написано его имя.
Ларина: Барасби Хамгоков мой прадедушка. Он вырастил трех лошадей для Красной Армии. За это его наградили орденом.
Валерия: Моего прадедушку звали Иван Гаврилович Абрамов. Он был участником Великой Отечественной Войны. После он работал в книжном издательстве «Эльбрус», был художником и фотографом.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие добрые дела вы сегодня сделали?
Дети: - Рассказали о правах и обязанностях.
- Рассказали, зачем человеку имя.
- Как образовывались фамилии.
- Что такое семья.
- Рассказали, что такое поколение, предки, род.
- Помогли составить родовое древо.
Воспитатель: В знак благодарности, принцесса Роз, решила подарить вам горшочки и «семена добра». Чтобы каждый из вас мог делать добрые дела и дарить «семена добра». Ведь как гласит пословица: «Что посеешь – то и пожнешь».