Новикова Людвина
Конспект занятия «Моя Беларусь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Моя Беларусь
Образовательная область: ребёнок и общество.
Программные задачи: - формировать умение ориентироваться на физической карте Беларуси, находить РБ среди других государств; - продолжать знакомство с государственными символами Беларуси (гербом, флагом); - познакомить с государствами, граничащими с РБ; - упражнять в образовании прилагательных от существительных суффиксальным способом (ночь-ночной, прилагательных при определении места жительства людей по названию местности (в Литве – литовцы, в Витебске – витебчане); - систематизировать знания детей о своём областном центре, знакомить с его культурными и архитектурными достопримечательностями; - упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, развивать связную речь детей при объяснении своих ответов; - развивать внимание, наблюдательность, коммуникативные умения; - воспитывать уважение к символам страны.
Публикация «Конспект занятия „Моя Беларусь“» размещена в разделах
Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Что мы с вами пожелали гостям, когда поздоровались? (здоровья) Давайте тоже возьмёмся за руки, и передадим тепло своих ладошек друг другу. Потеплело? Тогда начнём. Готовы? Сегодня у нас очень интересное занятие.
Жура-жура-журавель, облетел он сто земель. Облетел, обходил, крылья ноги натрудил. Мы спросили журавля: - где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: - лучше нет родного края!
О чём спросили дети журавля? Что он ответил? Что такое «Родной край»? (Родина, то место где человек родился, живёт)
Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Давайте вспомним, как называется наша страна? (РБ)
Беларусь - красивое, светлое имя у нашей страны. Говорят, что своё название она получила от красоты окружающей природы, от большого количества снега, который у нас выпадает зимой, от преобладания белого цвета в одежде белорусов, от того, что люди, которые здесь живут светловолосые и светлоглазые
Посмотрите на карту мира (слайд 2 – карта мира, это только её часть. На ней разными цветами обозначены страны. А в какой стране живём мы с вами? Можете ли вы найти нашу страну на этой карте?
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
(дети показывают РБ на карте)
Если мы живём с вами в РБ, значит мы с вами (белорусы). Белорусы народ дружелюбный и гостеприимный. С какими странами дружит наша Беларусь? Кто знает наши соседние государства?
(слайд 3 – карта РБ и её соседи) (воспитатель называет соседей РБ)
Игра «Кто, где живёт?» Вам приходилось видеть людей других национальностей? Значит, в Польше живут…поляки, в России - …россияне, в Литве - …литовцы, в Латвии - …латыши, в Украине - …украинцы.
Мяжуе з Польшчай, Украінай, Расіяй, Латвіяй, Літвой. Твой родны край, твая Айчына – жыццё тваё і гонар твой. І ты яе запомні імя, як неба, сонца і зару. Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь. (Ю. Свірка)
У всех стран есть главные города.
Как называется самый главный город нашей страны? Наша столица РБ? (Минск)
Давайте вспомним государственные символы РБ. Это (герб и флаг). А помните ли вы, как они выглядят?
Игра «Найди флаг РБ» (слайд 4, 5 – флаги разных государств) Под какой цифрой находится наш флаг?
Назовите цвета нашего флага
Игра «Сложи флаг РБ из цветных частей» (цв. части м. б. разного цвета)
Давайте теперь найдём наш герб, под каким номером он находится? (слайд 6 – герб РБ). Вспомнили как, он выглядит, из каких элементов состоит и, что они обозначают? Мы с вами недавно уже с ним знакомились.
Давайте вспомним, сколько в нашей Республике областей (6) слайд 7 - области
Я предлагаю вам отправиться в виртуальную экскурсию в наш областной центр. А как он называется, вы мне скажите. (Витебск)
(дети садятся на стульчики) Скажите мне, если бы к нам приехал гость из другой страны, чтобы вы хотели ему рассказать о нашем областном центре, о нашем Витебске? О чём? (какой он красивый, большой, светлый)
(Стук в дверь, вносят куклу).
А вот и наш гость! Возьмём нашу гостью с собой на экскурсию?
Итак, отправляемся в путь (звук паровоза!
Поезд наш по рельсам мчится.
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился.
Вышли все мы из него.
1) (слайд 8 - Вокзал) Посмотрите, что это за здание, кто знает? Железнодорожный вокзал, почему он так называется? (люди, которые приезжают в наш город, попадают сразу на вокзал, поэтому можно сказать, что вокзал – это ворота нашего города, вход, дверь в город) Посмотрите, какой он большой и красивый. Первое здание вокзала станции Витебск было построено более 150 лет назад. В ходе Великой Отечественной войны старое здание вокзала было полностью разрушено, современный был построен уже после войны и много раз перестраивался. Сейчас введено новое здание пригородных касс, в котором также имеется буфет, отделение банка и парикмахерская. В основном здании вокзала работают два панорамных лифта. Перроны и переходный мост накрыты навесами (слайд 9 - перрон, чтобы люди не промокли во время дождя, когда выходят с поезда с сумками. Но так было не всегда. Сейчас вы увидите фотографию, каким вокзал был раньше, когда я училась в школе (слайд 10 – вокзал)
2) вы любите играть? А с чем вы играете (с игрушками). А где взрослые берут для вас игрушки? (слайд - 11 универмаг) Вот это - Витебский универмаг. Кто догадался, что означает это слово «Универмаг» (универсальный магазин, универсальный – значит там есть много товаров: и одежда, и обувь, техника, косметика, игрушки, сувениры, хозяйственные товары). А это вид с другой стороны (слайд 12 – универмаг, как вы думаете, что продаётся в отделе, который называется «Обувной»? …. Что продаётся в хозяйственном отделе?. В отделе техники, какие предметы мы можем купить? Вы сказали, что очень любите играть, вот сейчас мы и поиграем.
Игра: «Карусель» (развитие внимания, выносливости, быстроты реакции). Дети образуют круг, берутся за концы ленточек правой рукой и идут друг за другом, сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
Еле-еле-еле-еле закружились карусели. А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом. После того как дети пробежали 2-3 круга, воспитатель подаё т сигнал к изменению направления: «Поворот!» дети берут ленточку в левую руку и бегут в другую сторону. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется.
3) ребята, а вы занимаетесь спортом? А для чего нужно заниматься спортом? Помните, наша Саша с Лизой на гимнастику в город ездили, сейчас Злату родители возят заниматься. (слайд - 13 Ледовый Дворец). Посмотрите на это красивое здание, может кто-то знает, как оно называется? (Ледовый дворец спорта). Почему он так называется, давайте подумаем? (там есть лёд, на льду проводят соревнования, игры). Какие виды спорта на льду вы знаете (хоккей, фигурное катание? Вот как занимаются спортом люди в ледовом дворце (слайд 14).
А вы хотите быть сильными и здоровыми? Спортивная игра или упражнение
4) наверное, все люди любят отдыхать и развлекаться? А как вы думаете, куда в городе можно пойти отдохнуть после работы, в выходной день, с детьми сходить? (в кино, музей, на концерт) (слайд 15- театр) Это Витебский драматический театр имени Я. Коласа (знаете уже, что это наш белорусский поэт и писатель). В театре показывают спектакли (инсценировки).
Есть в Витебске также детский театр «Лялька», по-русски – …кукла (слайд – 10 Лялька). Театр кукол в Витебске. Основан ровно 30 лет назад. Это здание построено как частный жилой дом усадебного типа (посмотрите, какой он большой, как старинный замок) и находится под охраной государства как памятник истории и культуры города Витебска. Все спектакли театра «Лялька» идут только на белорусском языке. В фойе театра (т. е. у входа) находится музей кукол. А как вы думаете, почему в этом театре «Лялька» все спектакли идут на бел. языке (и название у него тоже на бел. языке? Помните, я вам говорила, сколько у нас государственных языков, какие?
Игра «Переводчики»
Я буду называть предметы на белорус. языке, а вы должны найти и показать их на картинке, а затем перевести на русский язык.
5) (слайд 17 Три штыка) А кто знает, как называется это место? Может кто-то там был с родителями?
Мемориальный комплекс "Три штыка" В Витебске, в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой Победе. Сегодня мемориальный комплекс "Три штыка" является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека трудно не заметить три суживающихся кверху 56-метровых штыка. А под ним, (слайд 18) на символичном постаменте (т. е. на возвышенности) в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти мужеству горожан и всего советского народа. Особенно красив комплекс в вечернее время, когда на город спускаются сумерки (слайд 19). В свете ночных огней мемориал выглядит еще более торжественно. Бесспорно, в Витебске много достопримечательностей, и говорить о них можно бесконечно долго. Но все же есть в городе сооружение, которое, пожалуй, является главным достоянием культуры Витебска (слайд 20 – памятник). Это мемориальный комплекс "Освободителям Витебска - советским воинам". Рядом с мемориалом, в парке Победителей, устроена Аллея воинской славы (слайд 21 – аллея) с экспозицией из 13 единиц боевой техники, большая часть из которых — времён Великой Отечественной войны. Это огромный комплекс и каждому элементу отведен свой особый смысл, - будь то площадь, парк, скульптурные композиции или же бассейны со струящейся водой.
А я предлагаю вам ещё поиграть. Игра «Добавлялки» («Умозаключения»)
- наш город к праздникам украшают шарами, флагами, праздничной иллюминацией - т. е. освещение такое, значит он какой? (праздничный) - а ночью, когда мы спим, наш город какой? (ночной) - а сейчас какая у нас пора года с вами? Значит наш город (зимний) - мы очень любим наш город Витебск, значит он какой? (любимый) - я люблю свою страну, потому что… - мне нравится жить в деревне, потому что …. – я хочу жить в городе, потому что …. - люди уважают героев войны, потому что…
К сожалению, наше путешествие подходит к концу.
Нам нужно возвращаться назад, в наш детский сад, а повезет нас туда замечательный автобус.
Автобус везёт ребят в детский сад.
И каждый ребёнок тому очень рад.
Автобусы в городе очень нужны,
Для всех пассажиров они так важны!
- Наше путешествие подошло к концу. Давайте ещё раз вспомним, что такое Родина? (Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна, наша страна, которую мы очень любим).
Ребята, давайте вспомним пословицы о Родине:
- Родина любимая, что мать родимая. – Где родился, там и пригодился - Человек без Родины, что соловей без песни. - На чужой сторонушке и весна не красна. - Жить – Родине служить - Одна у человека мать - одна и Родина! - Береги землю любимую, как мать родимую. - Кто за Родину горой - тот истинный герой.
Спросим у нашей гостьи, понравилась ли её наша экскурсия? Я думаю, она ещё не раз приедет к нам в гости, чтобы узнать что-нибудь новое и интересное. А вам? Что вам понравилось больше всего в нашей экскурсии?
Давайте попрощаемся с нашими гостями! Ждём их снова у нас в гостях!