Анастасия Стародубова
Мелкая моторика как средство развития речи дошкольников в системе Монтессори
▼ Скачать
Тема: «Мелкая моторика, как средство развития речи дошкольников в системе Монтессори»
Аннотация. Статья посвящена опыту использования метода доктора Марии Монтессори в детском саду, описывает современную ситуацию проблемы развития речи детей, способы развития речи посредством мелкой моторики, описывает реализацию метода Монтессори на базе детского сада.
Публикация «Мелкая моторика как средство развития речи дошкольников в системе Монтессори» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: речь, развитие речи, мелкая моторика, система Монтессори.
Topic: «Fine motor skills as a means of speech development for preschoolers in the Montessori system».
Abstract. The article is devoted to the experience of using the method of Doctor Maria Montessori in kindergarten. It describes the present situation with the problem of developing speech of children, the ways of developing speech through fine motor skills, and describes the realization of the Montessori method on the basis of a kindergarten.
Key words: speech, speech development, fine motor skills, Montessori system.
Овладение родным языком - одно из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве. Это приобретение, потому что язык не дается при рождении. Для того чтобы ребенок начал говорить, требуется время. И взрослые должны прилагать все усилия для того, чтобы язык детей развивался правильно и своевременно.
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна, так как доля дошкольников с различными языковыми нарушениями стабильно высока. Все чаще мы сталкиваемся с временными задержками в развитии речи у детей в возрасте от 1 до 5 лет. Исследования, опубликованные в специальной литературе, с тревогой сообщают о нездоровой тенденции децелерации, то есть замедления физического и интеллектуального развития.
Порой накопление предпатологических и патологических симптомов у многих детей просто настораживает.
По данным учителей-логопедов в школах и детских садах, 58% дошкольников и 56% первоклассников имеют отклонения в развитии речи.
Исследователи в разных странах установили, а практика подтвердила, что уровень развития речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - писал И. П. Павлов.
Мелкая моторика — это различные движения пальцев и ладоней. Вопрос о связи между мелкой моторикой и уровнем формирования языка изучался многими учеными.
В современном обществе дети редко делают что-то руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики (липучки для одежды и обуви вместо ниток и пуговиц, наклейки для книг и пособий вместо вырезанных картинок и т. д.).
Следствием плохого развития моторики в целом и рук в частности является то, что большинство современных детей, как правило, не готовы к письму или имеют проблемы с развитием речи. Дети с плохой моторикой не могут держать ложку или карандаш, застегнуть пуговицу или завязать шнурки. Они с трудом собирают сломанные части зданий, пазлы, счетные палочки и мозаики. Они часто отказываются делать модели и аппликации и не могут идти в ногу со своими сверстниками в группе во время занятий.
Мария Монтессори, известный итальянский педагог, психолог и врач, отмечала, что благодаря контакту с окружающей средой и собственным исследованиям ребенок формирует концептуальный запас, которым может манипулировать его интеллект. Без этого способность к абстракции теряется. Контакт происходит с помощью органов чувств и движения. Доказано, что развитие руки тесно связано с развитием языка и мышления ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики должно начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Ведь вместе с развитием мелкой моторики развивается также память, внимание и словарный запас.
«Мария Монтессори была великим педагогом, ученным, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается коррекционная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.» [11]
«Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.» [10]
«Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.» [10]
В детском саду по системе Монтессори группы делятся на зоны и наполняются разнообразными учебными пособиями. Такое зонирование помогает организовать рабочее пространство и поддерживать порядок, а также помогает детям лучше ориентироваться в различных материалах.
Практическая зона помогает детям освоить простые бытовые навыки. Дети в возрасте от трех до восьми лет могут научиться начищать обувь, стирать и гладить одежду, мыть и резать овощи для салата и даже полировать металлические предметы.
Сенсорная зона включает в себя предметы различных форм, размеров, цветов и веса. Игры с использованием этих материалов (пенопластовые шарики разного диаметра, набор баночек и крышек от бутылок разного размера) развивают моторику рук и пальцев детей, чувство осязания, а также психические процессы - память и внимание.
Математическая зона состоит из материалов, которые помогают детям научиться считать и познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для них выбираются геометрические модели тела. Дети постарше изучают математику с помощью счетных книг, таблиц с примерами вычислений и наборов цифр, дающих понятие дроби. Решая эти задачи, дети также совершенствуют навыки абстрактного мышления и развивают усидчивость.
В области языка дети могут найти пособия для изучения букв и слогов, и пополнения словарного запаса. Например, здесь есть текстурные буквы с картинками «Что это?» и «Кто это?» для самых маленьких, а также коробки с буквами и слогами, игры с печатными и заглавными буквами и книги «Мое первое слово» для детей постарше. С их помощью дети учатся писать и читать.
Космическая зона знакомит детей со Вселенной, окружающей средой, тайнами природы и погодными явлениями, а также с культурами и обычаями народов мира.
Монтессори всегда искала такие методы и приемы, чтобы помочь детям освоить навыки с наименьшими затратами сил и времени. После многолетней практики Мария пришла к правилу: чем более развиты пальцы ребенка, то есть моторные и сенсорные навыки, тем быстрее ребенок начинает говорить.
В этом отношении многие игры, разработанные Монтессори для детей, были предназначены именно для работы пальцев.
Одними из лучших являются рамки-вкладыши. Они существуют в большом количестве вариаций и форм, и с их помощью изучается множество информации - от геометрии до естествознания. Дети узнают об объектах окружающего мира не только через зрительное, но и через слуховое восприятие.
Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка завязывать шнурки на ботинках. Почти век назад Монтессори дала детям небольшой кусок кожи с отверстиями и маленькие шнурки, которые дети протягивали через отверстия. Сегодня для такого занятия можно приобрести специальный набор «шнурков», состоящий из цветных шнурков и пуговиц. Такая игра развивает у детей сенсорно-моторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, они развивают пространственную ориентацию и понимают такие слова, как «вниз», «вверх», «влево» и «вправо». Играя в такие детские игры, дети учатся завязывать шнурки и завязывать их в бантик. Завязывание шнурков — это уникальный способ, с помощью которого дети развивают усидчивость, моторику, трудолюбие, координацию и концентрацию.
Для детских пальчиков хорошими тренажерами также являются такие приспособления, как прищепки для одежды. На первом этапе необходимо показать ребенку, как прикрепить прищепку к плоской поверхности, например, к картону, тарелке и т. д. Затем ребенку следует позволить прикрепить прищепку к натянутому куску бечевки, чтобы усложнить задачу. Чтобы сделать урок более интересным и приятным для ребенка, следует заранее подготовить специальные заготовки. Например, можно вырезать из картона ежика или солнышко и прикрепить их к булавке или лучику. Более сложный вариант - работа со скрепками.
Чтобы дети запомнили буквы, Монтессори предлагает следующие упражнения - шершавые буквы. Для этого согласные буквы нужно вырезать из наждачной бумаги, а гласные - из цветного бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по этим буквам, как будто он их пишет. Есть также некоторые приблизительные цифры.
Для развития кистей и пальцев рук полезно играть с такими крупами, как рис, гречка, фасоль, манка и горох. Зерна можно переносить с одной тарелки на другую, пересыпая их через воронку. Также можно смешивать несколько злаков вместе, например, рис, гречку и горох.
Техника рисования букв на зернах, рассыпанных на ярких подносах, и составление слов с помощью подвижного алфавита - тоже удивительные открытия Монтессори.
Важно отметить, что эффективность метода Монтессори неоднократно подтверждалась педагогами в разных странах. Успех системы Монтессори во многом основан на том, что ребенок погружен в свободную среду, где он может учиться самостоятельно. Воспитательные мероприятия проводятся в непринужденной, непринужденной и естественной манере - так, чтобы ребенок мог легко развиваться гармоничным образом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Монтессори М. Школа для малышей / М. Монтессори. – Москва: Мастер, 1992. – 80 c.
2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - Москва: Типография Госснаба, 1993. – 168 с.
3. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2009. – 203 с.
4. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / М. Монтессори. – Москва: АСТ, 2010. – 430 с.
5. Афанасьева О. В. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании / О. В. Афанасьева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения № 21(2, 2011. – 39 с.
6. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – Москва: Эксмо, 2019. – 15 с.
7. Кочемасова, Л. А. В мире мудрых мыслей Марии Монтессори / Л. А. Кочемасова. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2020. – 45 с.
8. Хмара С. А. Наследие Марии Монтессори в системе инклюзивного образования / С. А. Хмара, У. Ю. Пак // Научно-практический электронный журнал: Аллея Науки №4(43, 2020. – 5 с.
9. Рогожина, В. В. Философия свободного ребенка в педагогике Марии Монтессори / В. В. Рогожина // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения № 6 (10, 2020. – 48 с.
10. Черкас-Быстрова, Т. Мария Монтессори и ее методика / Т. Черкас-Быстрова // https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5556 (Дата обращения: 11.11.2021г).
11. Коваленко, Н. А. Предметно развивающая среда по методике Монтессори / Н. А. Коваленко // https://infourok.ru/predmetno-razvivayuschaya-sredapo-metodike-montessori-384821.html. (Дата обращения 11.11.2021г.).