Татьяна Силина
Конспект ОД «Матрешка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Матрешка – символ России».
Цель: расширить и углубить знания детей о русской матрешке - символе России.
Задачи:
Обогащать знания детей о символах России, приобщать детей к изучению истории, культуры России
Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности
Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников
Воспитывать чувство гордости за свою Родину
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Публикация «Конспект ОД „Матрешка — символ России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Символы России»
Этап,
продолжительность Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Результат деятельности
Организационно-мотивационный этап,
2мин.
Приветствие, доброе пожелание,
установление зрительного, тактильного контактов и т. д.
Организация образовательного пространства Ребята, вы любите ходить на экскурсии? Тогда я приглашаю вас сегодня совершить экскурсию в Музей. Хотите? Наша экскурсия будет виртуальной. При помощи ноутбука и экрана. Задают и отвечают на вопросы. Психологическая готовность
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Этап актуализации знаний,
2 мин. Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь.
Алый шелковый платочек,
яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко (ответы детей)Слайд 2.
Воспитатель: Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке – матрешке, которая стала символом России.
Слайд 3. Ребята, героиней сегодняшнего занятия не случайно стала матрешка. Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром стала символом нашей страны России. Ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки».
Слайд4. Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то это не так. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже.
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Этап усвоения/ расширения имеющихся знаний,
10 мин. Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах
объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. Слайд5: Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и сделал набросок русского варианта забавной фигурки. Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. Вот так и родилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”. Кукла получилась на удивление русской! Так и хотелось назвать ее русским именем.
Слайд 6
Воспитатель:
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.
Назвали куклу «Матрёна с петухом», так как в руке она держала петуха. А внутри устроились её дети: старшие дочки – помощницы – в фартучке с серпом, а ещё мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными и весёлыми.
Слайд 7 Вот как выглядят Семеновские матрешки. Мастера в росписи матрешек используют красный, синий и желтые цвета. Основной элемент костюма –это фартук.
Слайд 8 Матрешки из с. Полховский Майдан, Роспись состоит из сочетания малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному контуру.
Слайд 9 это матрешки из г. Вятки – Вяткинские матрешки. Вятская матрешка отличается от других матрешек тем, что мастера украшали ее соломкой, использовали теплые цвета красок.
слайд 10. Загорские матрешки отличаются от своих подружек приземистой фигурой
слайд 11физкультминутка «Матрешки»
Наблюдают, рассматривают, сравнивают.
Участвуют в обсуждении, Отвечают и задают вопросы.
Составляют связные высказывания, делают выводы
(с помощью воспитателя, выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д.
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки
и т. д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность
Практическая работа
3мин. Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений
Я предлагаю вам игру «Назови матрёшку старинным русским именем». Задание – назвать дружную семью матрёшек старинными русскими именами. Для этого создадим две команды. Перед вами 2 столика с матрёшками, каждая команда по очереди берёт матрёшку, начиная с самой маленькой, называет имя и вкладывает матрёшку в другую, постепенно собирая игрушку. Кто начнёт первым, сейчас узнаем с помощью считалочки.
Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена.
Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
Слайд 12-15. Знакомлю детей со своей коллекцией матрешек. Рассказываю, чем нравится каждая матрешка и ее назначение : театр сказок, забавы для малышей. Выполняют практическую работу: придумывают имена матрешкам
делятся впечатлениями, делают выводы. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
Заключительный этап. Рефлексия
3 мин. Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки Заключительная часть.
Воспитатель: Дорогие ребята! Любите и берегите свою Родину, благодарю вас за участие. Желаю удачи и успехов., знайте символы своего государства!
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
Вопрос – ответ: Что понравилось, планы на будущее, что хотели бы узнать дети, с какими символами России хотят познакомиться. Высказываются по поводу полученной информации,
качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д. Осознание себя как участника познавательно
го, творческого процесса.
Литература:
1. Алексахина Н. Н. "Матрешка", ООО "Издательство "Народное образование" 1998 г.
2. Сонина Н. Л. «Моя первая энциклопедия. Умным и любознательным»
3 .Хохрякова Т. М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г.