МААМ-картинки

Формирование творческой личности ребёнка с помощью нетрадиционных техник рисования

Марина Дещекина
Формирование творческой личности ребёнка с помощью нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование творческой личности ребёнка с помощью нетрадиционных техник рисования».

Творчество занимает особое место в жизни каждого человека, заставляет смотреть на мир широко открытыми глазами, видеть многообразие цвета. Существует множество способов для развития творческой активности. Рисование – одно из любимых занятий детей, которое даёт большой простор для её проявления, которое доставляет удовольствие, но прежде всего обогащает представления детей о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Публикация «Формирование творческой личности ребёнка с помощью нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ключевая установка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - разнообразие создания условий, техник и способов ради развития творческих способностей каждого ребенка. Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники раскрепощают ребенка, он уже не боится того, что у него что-то не получится, ведь, немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище, именно с помощью таких техник рисования можно быстро нарисовать пушистого цыплёнка- техникой тычка, падающие хлопья снега или сказочную рыбку, своими маленькими пальчиками и т. д. Занимаясь с детьми я заметила, что ребенку легче поставить на листе бумаги кляксу, чем сделать мазки, работать кистью.

Тема рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их интересует: животных, любимых мультипликационных героев, родителей, друзей, домашних питомцев, природу и для того, чтобы было проще изобразить, я учу их использовать нетрадиционные техники рисования. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков, поэтому рисование нетрадиционными способами дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами, именно в этот момент ребенок абсолютно свободен.

Актуальность моей работы :

занятия с применением нетрадиционных техник рисования позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования, ребёнок проговаривает, восхищается, анализирует, делится своими впечатлениями о своём рисунке.

Основные задачи:

обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;

развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;

воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Художественно-эстетические задачи:

Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Ознакомить детей с техническими приёмами и способами нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

Поощрять и поддерживать детские творческие идеи.

Основные принципы работы :

принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя пропускать предыдущий);

принцип динамичности (от самого простого до сложного);

принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

принцип выбора (решения по теме, материалы и способы без ограничений);

принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

Цель – развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.

НАПРАВЛЕНИЯ :

Развитие творческих способностей.

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие.

Структурной особенностью моей работы является приобщение детей к художественному развитию творческих способностей детей, развитие познавательных и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования являются развивающими и обучающими, основываются на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребенка и опираются на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельном общении.

При проведении занятий я стараюсь учитывать :

уровень знаний, умений и навыков воспитанников;

самостоятельность ребенка;

актуальность;

индивидуальные особенности, особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Предполагаемый результат:

значительное повышение уровня развития творческих способностей и познавательной активности ;

расширение и обогащение художественного опыта;

формирование предпосылок учебной деятельности и к овладению навыком письма;

овладение простейшими операциями и различными инструментами ;

формирование навыков трудовой деятельности;

положительная динамика развития мелкой моторики рук и речи детей.

Методы, используемые при проведении занятий:

• словесный,

• наглядно-действенный,

• практический,

• игровой.

Приёмы обучения техникам нетрадиционного рисования :

проговаривание последовательности работы;

показ воспитателя, использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования;

пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики;

рассматривание картин и книжных иллюстраций;

чтение стихов ;

оформление творческих выставок;

самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования начинаю проводить с детьми младшего возраста. Рука ребенка в этот период физиологически несовершенна, находится в стадии интенсивного развития.

Занятия организую через совместную деятельность, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную игровую деятельность детей, просвещение родителей.

Техники, рекомендованные для использования с детьми младшего возраста:

рисование пальчиками;

оттиск печатками;

рисование ладошками;

оттиск печатками из картофеля;

оттиск поролоном;

трафарет.

Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой – эта техника рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт возможность взаимодействия с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя в такой технике, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.).

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Нетрадиционных техник рисования очень много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Крайне интересно работать в технике «Трафарет» - содержание трафаретов может быть разным : для мальчиков – это силуэт машин и самолетов; для девочек – животные, матрешки, банты и домики. Берётся картон, на нём рисуется силуэт, вырезается и трафарет готов к использованию. Обведя силуэт фломастером или красками, можно штриховать его различными линиями : прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, также эта техника сочетается и с другими техниками, например: «тычком», «набрызг», «тампонирование».

Детей среднего дошкольного возраста начинаю знакомить с более сложными техниками :

тычок жесткой полусухой кистью;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки;

выдувание.

Вот пример описания некоторых из них: «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

«Чей след»- другой способ рисования, а точнее печатания, основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Выбирается картофелина, разрезается пополам и из одной половины вырезается квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем, одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую надо держаться рукой, затем взрослый или ребенок макает такую печатку в краску (лучше гуашь) и прикладывает к бумаге. Как вы догадываетесь, останется отпечаток с помощью которого можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

«Поролоновые рисунки» не менее интересная техника! Почему-то мы склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно кисточкой, но нет, на помощь может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигуры, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети осваивают еще более трудные методы и техники :

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой ;

монотипия пейзажная ;

печать по трафарету ;

монотипия предметная ;

пластилинография.

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

«Рисование по сырому фону» - интересная техника, где происходит растекание красок на листе, их смешивание, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём», где именно уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования, как «Смешение красок на листе» позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника, суть которой состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения и тогда получаются очень яркие и сказочные рисунки.

«Зеркальная копия» - это еще один из способов, основанных на том, что силуэт, нарисованный краской, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками часть симметричного образа (например, половины цветка, половины домика и т. п.). Лист складывается и сильно прижимается рукой, затем развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, им кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения.

«Соленые рисунки или зубная паста». А что, если попробовать порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнить на голубой, синей, розовой бумаге. Попробуйте, это очень увлекательная техника! Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом – рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий процесс, в результате которого получаются очень необычные рисунки.

«Дождливые фантазии». Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Капли дождя или снега останутся на листе, чего мы и добивались. Затем следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа, которые можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Кляксография». Эта техника рисования заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок, разглядывая их, видит в них образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что она тебе напоминает?» Эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление, воображение, речь. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс.

«Точечный рисунок». Детям нравится все нетрадиционное, необычное и рисование точками относится к таким приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается: спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования техник нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствуюсь критериями, разработанными Т. С. Комаровой:

1. Содержание изображения.

2. Передача формы.

3. Строение предмета.

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция.

6. Цвет.

7. Уровень самостоятельности.

8. Творчество.

Большое внимание по обучению дошкольников нетрадиционным техникам рисования я уделяю работе с родителями воспитанников. Очень важен правильный подход к изодеятельности ребёнка в семье, положительная оценка его творчества и фантазии, поощрение, одобрение, уважительное отношение к детским рисункам. Постоянно показываю и рассказываю родителям о том, как можно оформить детские работы дома, какие условия необходимо создать для этого (рабочее место, разнообразные материалы для занятий изо). Родителей воспитанников я начинаю знакомить с младшей группы с методами и способами нетрадиционных техник рисования, стараюсь поделиться опытом, как в домашних условиях можно рисовать с детьми, применяя различные материалы, знакомлю с особенностями детских рисунков, способствую пониманию родителей ценности развития детского творчества. В родительский уголок помещаю рекомендации по значимости рисования для общего развития детей, альбомы с образцами нетрадиционного рисования, оформляю выставки детских работ, ежегодно провожу мастерские для родителей на разные темам «Рисуем всей семьёй»; «Опускаем руки в краску»; «Моё настроение» «Узнай рисунок своего ребёнка» и другие. В подготовительной к школе группе по итогам освоения детьми нетрадиционных техник рисования готовлю и показываю презентацию «Рисуют наши дети!».

Из проведенного мною анкетирования стало известно, что родители очень довольны успехами своих детей, материалы для занятий по рисованию нетрадиционными техниками дома есть почти у всех и они успешно их используют.

Для успешного решения поставленных перед собой задач изучаю методическую литературу по данной теме, её новинки:

Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»

А. В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

Т. А. Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.

На основе данной литературы разработала:

- перспективный план по нетрадиционным техникам рисования для каждой возрастной группы,

- систематизирую занятия с использованием нетрадиционных техник рисования;

- дополняю предметно-развивающую среду нестандартным материалом для рисования (трафареты, поролон, трубочки, ниточки, расчёски, зубные щётки, листочки, соль, песок, ватные палочки и т. д.).

Своим опытом работы с применением нетрадиционных техник рисования я стараюсь поделиться с педагогами – коллегами как внутри ДОУ так и на районном уровне : провожу мастер – классы, выступаю с сообщениями на педсоветах, методических объединениях.

Материал, используемый для нетрадиционных техник рисования.

Семинар – практикум «Роль нетрадиционных техник рисования».

Каждый из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, способствует развитию координации движений.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное -самовыражаться. Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляет деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне нравится рисовать с детьми нетрадиционными техниками. В таких занятиях есть творческая свобода и радость, эффектные результаты почти не зависят от умений и способностей. На занятиях с различными нетрадиционными материалами дети экспериментируют и создают прекрасные работы.

Я хочу вам рассказать

Как мы любим рисовать.

Получается не сразу.

Не у всех. И не всегда.

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Что найдется под рукой –

Лес осеннею порою

Напечатаем листвою.

А космический пейзаж

Сделан в технике граттаж.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем, все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

Вы на доску посмотрите,

И рисунки оцените!

Публикации по теме:

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчет «Рисуем зиму с помощью нетрадиционных техник»Фотоотчет «Рисуем зиму с помощью нетрадиционных техник» Педагоги всегда стараются привлечь детей необычными нетрадиционными техниками рисования. Такое рисование позволяет детям ощутить незабываемые.

Фотоотчёт о коллективной творческой работе с использованием нетрадиционных техник рисования «Сказка в зимнем лесу»Фотоотчёт о коллективной творческой работе с использованием нетрадиционных техник рисования «Сказка в зимнем лесу» Для работы нам понадобилось : - ватман - поднос - пена для бритья - манная крупа - спонжик для рисования - клей ПВА - ватные палочки.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем»Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Импровизация – один из самых.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

НОД с применением нетрадиционных техник рисования «Первоцветы»НОД с применением нетрадиционных техник рисования «Первоцветы» Тема: «Первоцветы». Автор: Рундукова Мария Сергеевна (воспитатель 1 категории) Для детей подготовительной группы. Программное содержание:.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Роль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возрастаРоль нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании и речевом развитии ребёнка раннего возраста Дети, и маленькие и большие, очень любят рисовать. Совсем маленькие с удивлением наблюдают за рождением яркого образа и стремятся побыстрее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой личности ребёнка с помощью нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 9 января 2023 в 15:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческой личности ребёнка с помощью нетрадиционных техник рисования» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дещекина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД