Алина Шибкова
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: Познакомить с историей возникновения филимоновской игрушки, ее отличительными особенностями.
Задачи: учить детей лепить, развивать воображение, фантазию, закреплять приёмы лепки.
Материалы и оборудование: филимоновская игрушка - пластилин, доска, стека - на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, иллюстрации, чтение сказок, разгадывание загадок, беседы.
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Публикация «Конспект занятия „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)
Я вам сегодня расскажу про игрушки, которые назвали - филимоновские, по названию деревни, где их изготавливают. Назвали деревню Филимоново, а игрушки филимоновскими.
Как вы думаете, из чего делают эти игрушки?
Дети: Из глины
Воспитатель: Правильно. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни.
Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.
Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Воспитатель: А теперь приступим к лепки
Сколько нам понадобиться кусочков пластилина? Какие цвета выберем для украшения?
Пальчиковая гимнастика:
Захотели утром рано
Пободаться два барана
Выставив рога свои
Бой затеяли они
Долго так они бодались
Друг за друга всё цыплялись
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись рога подняв.
Рефлексия: задать детям вопросы – понравилось ли вам лепить? Что запомнилось?