Альбина Масканова
Текстовые задачи для 2 класса с краеведческим материалом Курской области
▼ Скачать + Заказать документы
Текстовые задачи для 2 класса с краеведческим материалом Курской области
В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Публикация «Текстовые задачи для 2 класса с краеведческим материалом Курской области» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
ФГОС начального общего образования ориентирует на развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Познавательные универсальные учебные действия для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Особая роль отводится уроку математики. Важное место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи.
Научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения. При решении задач, построенных на конкретном краеведческом материале, учащиеся не только усваивают собственно математический материал, но и расширяют свой кругозор о родном крае. Это особенно важно для учащихся с гуманитарным складом мышления: благодаря интересу к фабуле задачи, они смогут заинтересоваться математикой, что способствует мотивации их учебной деятельности, интенсификации учебного процесса.
В школе большое внимание уделяется решению готовых задач, но практически не ведется работа по их составлению и преобразованию самими обучающимися. Следовательно, возникает необходимость учить детей не только составлять задачи по выражению, по краткой записи и т. д., но и преобразовывать задачи. Отсюда вытекает проблема исследования: поиск эффективной методики работы над составными задачами, в том числе и краеведческого содержания.
Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей детей.
Оно раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.
Цель: научить решать задачи различных видов во 2 классе : на исполнение и составление алгоритмов, задач по простым диаграммам, графикам; задач, состоящих из нескольких блоков в курсе математики начальной школы.
Задачи :
- образовательные (формирование познавательных УУД) :
использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геоме
трические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобрести первоначальные представления о компьютерной грамотности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) :
формировать чувства любви и уважения к родному краю, к людям, населяющим этот край;
формировать средствами краеведческого материала целостного взгляда на родной край;
воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта краеведческой деятельности;
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом;
выработать умение терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
принимать и осваивать социальные роли обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
мотивировать на творческий труд и бережное отношение к материальным и духовным ценностям, формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности, самоопределение с целью получения наивысшего результата.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- метапредметные результаты:
развивать творческие и исследовательские умения, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формировать культурологическую компетенцию учащихся посредством целенаправленного, систематического использования краеведческих текстов на уроках математики;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать чувства патриотизма посредством использования на уроках математики информации о людях, прославивших наш край;
использовать знаково-символических средств представления информации по краеведению;
овладеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;
использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Решение задач, включающих данные краеведческого характер, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.
Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими в школе и семье.
Работа над реализацией краеведческого подхода при обучении математике невозможна без использования элементов современных технологий: личностно-ориентированного обучения, метода проектов, обучения в сотрудничестве, технологии развития критического мышления, применения ИКТ.
Приведем примеры учебных заданий, которые чаще всего используются при реализации краеведческого компонента в содержании обучения младш и х школьников математике.
- Решение задач, составленных учителе м с использованием местных материалов.
- Задания творческого характера - составление задач учащимися по предложенным числовым данным на местном материале.
- Задания творческого характера - составление задач по числовым данным, подобранным самими учащимися.
- Решение задач, в которых требуется найти нормативы.
- Решение задач-расчетов.
- Задачи о достижениях тружеников города, родителей
- Задачи с использованием данных производительного труда учащихся и их родителей.
Формулировка задач, составленных н а краеведческом материале должна удовлетворять следующим требованиям:
- сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
- содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Мате- матическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
- числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
- работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
- к работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному краю и городу.
При использовании краеведческого материала на уроках важно придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов.
На таких уроках следует широко использовать наглядность; иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы.
Краеведческий материал к уроку можно найти в книгах, в местных газетах, в социальных сетях, но только не для уроков математики.
Примеры задач.
1) Высота Поклонного Креста на Красной Поляне в селе Чернянка Черемисиновского района 12 метров, а памятник «Голубец на Красной Поляне» в том же месте - 6 метров. На сколько метров первый памятник выше второго?
2) В последнее время в Курской области построены 84 производственные площадки. Из них 12 молочных, а остальные мясные. Сколько мясных производственных площадок построено в Курской области?
3) В водоемах нашей области обитает 32 вида рыб, зверей на 27 видов больше, чем рыб. Сколько всего этих видов животных обитает на территории Курской области?
4) Высота Триумфальной арки на проспекте Победы в Курске с бронзовой фигурой Георгия Победоносца 30 метров. Фигура Георгия Победоносца 6 метров. Какова высота Триумфальной арки без бронзовой фигуры Георгия Победоносца?
5) В состав Курской области входит 28 районов. Из них 10 города, а остальные посёлки. Сколько посёлков в составе Курской области?
6) Протяженность реки Сейм на территории Курского района 67 км, а на территории Льговского района на 17 км больше. На сколько км длина реки Сейм в Курском районе меньше, чем в Льговском районе?
7) Расстояние от Черемисиново до Курска 85 километров, а от города Щигры до Курска 59 километров. На сколько километров расстояние до Черемисиново больше, чем до Щигров?
8) У соловья самый богатый "репертуар" из всех певчих птиц. Курский соловей издает 40 «куплетов» своей песни, а подмосковный соловей в 4 раза меньше. Сколько «куплетов» издает подмосковный соловей?
9) В Курской области есть озера Малино и Маковье. Глубина озера Малино 7 метров, а озера Маковье на 3 метра меньше. Какой глубины озеро Маковье?
10) В Центрально-черноземном заповеднике на территории Курской области существует 6 заказников с различными видами животных. Это в 2 раза больше, чем с растениями. Сколько заказников с растениями на территории заповедника?