Папки-передвижки

Технология проблемного обучения в экологическом воспитании старших дошкольников

Мезенкова Ольга
Технология проблемного обучения в экологическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

.

Технология проблемного обучения в экологическом воспитании старших дошкольников

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»

(Питер Клайн).

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». Такое определение дает словарь С. И. Ожегова.

Публикация «Технология проблемного обучения в экологическом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Цель проблемного обучениядошкольников - это формирование способов умственных действий, навыка самостоятельно добывать знания и применять их в решении новыхпознавательных задач.

Особенности проблемного обучения дошкольников заключаются в следующем:

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Всё это, по - мнению С. Л. Рубинштейна, способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

Выделяют 4 уровня проблемности в обучении :

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении с детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под руководством находят решение.

Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает решить ее.

Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.

Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии :

- что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.

Л. С. Выготский говорил, «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»

Технология проблемного обучения эффективна в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, которое является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками.

В процессе ознакомления с природой обогащается память детей, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Более глубокому изучению явлений и закономерностей в природном окружении, формированию осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам способствует проблемное обучение, т. е. такая организация деятельности детей, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Виды проблемного обучения :

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Проблемная задача состоит из условия и вопроса. В проблемной задаче дети должны найти решение на поставленный вопрос.

Проблемная ситуация это познавательная задача, которая характеризуется противоречием (положением, при котором одно противоположно другому) между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать любознательность, познавательную активность, которые будут необходимы в начальной школе. Этому и способствует проблемное обучение. Этапы решения проблемных ситуаций :

1. Анализ имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов.

а) Что будет входить в наводящие вопросы?

б) Что нам надо вспомнить для решения вопроса?

В) Что можем использовать из известного нам для решения проблемы?

2. Процесс решения проблемы-это выдвижение гипотезы и поиск ключа, идеи решения из различных источников знаний.

Проблемный вопрос. Почему медведь не живет на дереве? Анализируя знания детей выяснили, что медведь бывает бурый и белый. Белый живет на Севере, не ложится в спячку, питается животной пищей (нерка, тюлени, умеет плавать. Бурый медведь – живет в лесу, ложится в спячку осенью, питается ягодой и грибами, а так же 70% растительной пищей.

Анализируя имеющиеся знания выяснили, что белый медведь живет там, где нету деревьев, значит он и не лазит по деревьям. Бурый медведь живет в лесу, он мог бы жить на дереве, но потому как у него вес тяжелый и пища находится на земле, ему нет необходимости жить на дереве.

Примером проблемной ситуации может быть следующее Хвастались два дерева друг перед другом

- Я всегда зеленая и стройная, мои листочки как иголочки, а главное я зимой становлюсь королевой веселого праздника.

- А я еще лучше, имею стройный и белый ствол, имею тоненькие веточки, листья мои весной и летом зеленые, а осенью желтые.

Какие деревья разговаривали между собой? Докажите свои ответы.

Эту проблемную ситуацию дети решили быстро, потому как дети могли доказать свои ответы убедительно обосновывая их.

Примером проблемной ситуации может быть такой случай. Один мальчик пошел в лес и заблудился. Он знает что найти его смогут только на следующий день и ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно остыть и заболеть.

Постановка проблемы : Как можно помочь мальчику не замерзнуть ночью?

Анализ имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

• Найти избушку (не нашел)

• Зажечь костер (нет спичек)

• Сделать шалаш (нет топора)

• Надеть все теплые вещи (их мало)

• Накрыться ветками (нет веток)

• Лечь на теплые камни (камне й в лесу нет)

• Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

• Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком

Решение проблемы может быть затруднено, можно предложить детям домашнее задание, узнать у взрослых. Дети должны высказывать свои мнения, даже если они ошибочны, а боязнь допустить ошибку сковывает инициативу. Проверив гипотезу можно проверить правильность найденного решения. На вопрос что мы можем посоветовать мальчику, чтобы он не замерз?

• Надеть теплую одежду

• Накрыться ветками

• Лечь в коробку

• Свернуться калачиком

• Попрыгать

А мальчику можно дать совет – не ходить одному в лес, брать с собой компас, серьезно готовиться к походу в лес, брать все необходимые вещи (спички, фонарь, компас, теплую одежду, продукты питания).

Методические приемы, используемые при создании проблемных ситуаций :

Организация противоречия между знаниями дошкольников и жизненным опытом в практической деятельности.

Сравнение, обобщение, выводы, сопоставление фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

Благодаря использованию метода проблемного обучения в экологическом воспитании дошкольников у детей сформируются элементарные умения решать проблемы (задачи) с помощью различных источников; мыслительные процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление, любознательность); речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Детям будет легче находить способы разрешения проблемных жизненным ситуаций.

Публикации по теме:

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтениюИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте "АБВГДейка".

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проблемного обучения в экологическом воспитании старших дошкольников
Опубликовано: 22 сентября 2024 в 07:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проблемного обучения в экологическом воспитании старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мезенкова Ольга (УИ 3239756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД