Ольга Лимонова
Технология йога-азбука в детском саду
Технология Йога-азбука в ДОУ
Одним из ведущих направлений в работе с детьми дошкольного возраста является охрана и укрепление здоровья детей.
В федеральном государственном образовательном дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отводится значительное место вопросам физического развития дошкольников, что отражено в образовательной области «Физическое развитие», где главная задача воспитания и образования детей – это создание условий для гармоничного развития у детей физического и психического здоровья [4].
Публикация «Технология йога-азбука в детском саду» размещена в разделах
Стоит отметить, что только здоровый дошкольник с удовольствием включается во все используемые в ДОУ виды деятельности: он жизнерадостен, оптимистичен, открыт во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, здоровый ребенок активный, он стремиться к познанию, проявляет интерес в совместной и самостоятельной деятельности. Физическое состояние ребенка - это залог успешного развития всех сфер личности дошкольника, ее свойств и качеств.
Рассматривая показатели изучения здоровья детей на современном этапе, нужно отметить, что наблюдается ухудшение здоровья и физического развития детей дошкольного возраста, что позволяет отметить необходимость поиска и внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий, а также методов и средств в работе по укреплению здоровья, физического развития, эмоциональной сферы, которые оказывают благоприятное воздействие на формирование у дошкольников устойчивого интереса к развитию двигательной активности. Одним из эффективных средств по укреплению здоровья дошкольников является технология йога-азбука [3].
Многими исследователи отмечают эффективность йоги в работе с дошкольниками (К. К. Утробина, Т. А. Иванова). Йога – это прекрасный вид двигательной активности, удовлетворяющий потребность старших дошкольников в движении. Благодаря упражнениям йоги дети становятся бодрыми, гибкими, с развитой координацией в движении, йога улучшает способность к концентрации и эмоциональному равновесию, что особенно важно, так как дошкольники уже в данном возрасте стараются меньше двигаться, играют в сидячем положении, Технология йоги – это целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия старших дошкольников, обеспечит им хорошее самочувствие и помогает их растущим телам, укрепит внутренние органы. Стоит отметить, что йога является полноценной гимнастикой, которая развивает все мышцы тела и прекрасно борется с искривлением позвоночника [1].
Работа по данной технологии состоит из нескольких этапов, в содержание которых входит диагностика исходного уровня состояния здоровья дошкольников, их эмоционального состояний, двигательных навыков. На констатирующем этапе провели диагностику по критериям: состояние показателей здоровья (на основании данных медицинского работника, диагностика физического развития старших дошкольников. Для выявления уровня физического развития старших дошкольников нами был использован диагностический инструментарий, разработанный В. В. Бунак в соответствии с программными требованиями: игровые задания «Ходьба, бег», игровые задания «Лазанье», диагностическое упражнение «Прыжки в длину», игровое задание «Веселый мяч».
Анализ результатов показал, что большинство детей имеют средний уровень физического развития, хотя они и показали неплохие результаты выполнения заданий. Их физическое развитие требует совершенствования относительно автоматизма выполняемых движений, правильности выполнения движений, скорости выполняемых движений, координации.
На формирующем нами была разработана и апробирована серия занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии йоги-азбуки. Йога-азбука для старших дошкольников представляет собой занятия с использованием дидактического материала по данной технологии.
Цель данных занятий – укрепление здоровье старших дошкольников, развитие физических качеств детей и создание благоприятной атмосферы для формирования положительных отношения между сверстниками и взрослыми.
Для старших дошкольников занятия строили на сказочном сюжете, который наполняли гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, а также играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия составляли от 15-30 минут. Все упражнения делали правильно и осторожно, без напряжения, соотнося формирование позы с картинкой на йоге-азбуке.
Использовали йогу-азбуку на занятиях физкультурного развития, в совместной деятельности, а также в ходе досуговых мероприятий. Данная технология опирается на дидактический материал, который состоит из двух игр с картами. Йога-азбука также была рекомендована для оздоровительных занятий родителей с детьми дошкольного возраста в домашних условиях (А – акула, Б – бабочка и т. д). С помощью данных карточек делали разминку, даже учили буквы или играли с детьми в интересные игры.
Йога-азбука проводилась нами в форме игра, путешествия, на которых использовали ходьбу, бег, суставную, глазную, дыхательную гимнастики, гимнастику для пальчиков и всех частей тела. Всё это способствовало укреплению и развитию суставов, костей, мышц, связок, а также развивало и укрепляло дыхательную, сердечно-сосудистую, зрительную и нервную системы малыша. Дидактический материал позволяет наглядно рассмотреть технологию исполнения той или иной позы йоги.
В ходе использования красочного плаката Йога-азбуки придумывали множество интересных игр. Например, поиграть в загадки - детям загадывали предмет или животное и просили ребенка найти ответ на плакате. Педагог делает позу - дошкольники ищут ее на плакате. Также использовали следующую игру: «Мною называется буква, а ребенок ищет ее на плакате и делает позу».
После проведения системы занятий с использованием технологии йога-азбука нами был проведен контрольный этап исследования. На данном этапе провели повторную диагностику с использованием того же диагностического инструментария. Полученные результаты показали положительную динамику в результатах, детей с высоким уровнем физического развития стало значительно больше, а дошкольников с низким уровней меньше.
Таким образом, технология йога –азбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста является эффективным средством физического развития детей, личностных качеств, психологического здоровья. Дети стали более активны на занятиях по физическому развитию, наблюдалось значительное улучшение двигательной активности, эмоционального состояния, а также данная технология позволила развивать навыки управления своим телом, координации движений.
Список литературы
Иванова, Т. А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 192 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 104 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.