Ольга Недобежкина
Технология «Говорящая стена» в музейной деятельности ДОУ
▼ Скачать
Технология в музейной деятельности ДОУ
«Послушайте – и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете».
Конфуций
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей, осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Публикация «Технология „Говорящая стена“ в музейной деятельности ДОУ» размещена в разделах
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящая стена». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную, познавательную стены в предметно-развивающей среде группы.
Цель технологии «Говорящая стена» :
Создание условий для полноценного развития дошкольников по
всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными
особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи технологии «Говорящая стена» :
• Создать атмосферу эмоционального комфорта.
• Создать условия для творческого самовыражения.
• Создать условия для проявления познавательной активности детей.
• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
Суть технологии «Говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. «Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД, она помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах. Также «Говорящую стену» можно использовать в качестве интерактивного музея, как в группе, так и дома с родителями, пройдя по qr- коду можно увидеть все материалы, фотографии, интересные задания и раскраски по теме.
Образовательные возможности «Говорящей стены» :
• Интерактивность.
• Информационная доступность.
• Возможность интеграции образовательных областей.
• Облегченная трансформация учебного материала.
• Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль (основная проблема нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для разных видов деятельности, но не имеют для этого нужного пространства).
• Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены».
• Способ организации самостоятельной деятельности детей.
• Способ сенсорного развития.
• Использование в режимных моментах в течение всего дня.
• Более эффективное усвоение вариативных программ.
• Подготовка к обучению грамоте.
• Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.
Так же в работе с детьми можно использовать разнообразные игры на «Говорящей стене», например, по теме «От древности до наших дней. Игрушки» мы используем следующие игры на стене :
• Игры на развитие изобразительных способностей: «Дорисуй…», «Раскрась по образцу», «Раскрась по номерам», «Обведи и раскрась», «Сделай сам тряпичную куклу».
• Игры по ФЭМП: «Лабиринт», «Штриховка», «Ребусы», «Посчитай», «Найди отличия», «Дополни ряд», «Найди тень», «Четвертый лишний».
• Речевые игры с элементами обучения грамоте: «Что сначала, а что потом», «Что лишнее», «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву», «Составь рассказ по схемам».
• Логические игры: «Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт» и др.
Помимо работы с детьми, технологию «Говорящей стены» можно использовать и в работе с родителями, с помощью специально созданных qr- кодов с заданиями и рисунками по изучаемой лексической теме.
В нашей группе существуют правила по использованию «Говорящей стены», которые позволяют детям договариваться об очередности, возможном партнерстве при работе в самостоятельной образовательной деятельности.
«Говорящая стена» - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.
Приложение 1. Экскурсия.
Музей МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара «Русская изба» представляет интерактивную экскурсию: «От древности до наших дней. История игрушек».
Игрушка - одна из древнейших форм творчества, история игрушек также длинна как история самого человечества. Игрушки бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов.
Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.
Одной из разновидностью игрушек – являются народные игрушки. Именно они представлены в музее МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара «Русская изба».
На протяжении веков игрушки изменялись вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.
Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины (Дымковская игрушка) и дерева (матрёшка, Птица счастья). Они часто изображали людей (мужик, барыня, солдат, животных (петушок или курочка, уточка, кукушка, баран, козёл, коник или лошадка, олень, медведь) или райских птиц (алконост, сирин). Иногда они выполняли функцию музыкального инструмента (свистулька).
Деревенские девочки играли в тряпичных и соломенных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.
В музее МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара «Русская изба» также представлены игрушки из разных мест нашей страны.
Богородская игрушка
Пестрые деревянные курочки на подставке - потяни за планку, и они застучат клювиками.
Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет.
Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами, используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.
Полхов – Майданская матрешка «таратушка» из Нижегородской области
Также в музее детского сада «Русская изба» представлены соломенные (барашек, куклы, деревянные (колокольчики, кони) и тряпичные игрушки (куклы, птица). Многие игрушки изготовлены педагогами детского сада, их родственниками и родителями воспитанников.
Птица счастья
Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов.
Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. Во второй половине XIX в. в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. А во второй половине XIX века в гардеробе пупсиков и кукол появились национальные костюмы, костюмы представителей разных профессий.
Далее становятся популярны электронные игрушки, конструкторы, модели машин, барби, герои комиксов и мультфильмов, резиновые динозавры, драконы.
В настоящее время, когда в жизнь детей активно входят игрушки нового поколения, существенно отличающиеся от традиционных, чрезвычайно важно понять и оценить развивающий потенциал конкретных игрушек.
В настоящее время традиционные игрушки все чаще вытесняются видео- и компьютерными играми, масс-медиа, приставками и пр. Поэтому очень важно для детей не потерять умение играть в игрушки, а взрослым приобщать детей к народным, традиционным игрушкам и играм, учить детей играть, как с игрушками, так и друг с другом.
Библиографический список:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. –М. : Детство-Пресс, 2011. – 112с. ;
2. Назарова Т. С. Педагогические технологии : новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. – 2007. - № 3;
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – с. 336;
4. https://www.maam.ru/detskijsad/govorjaschaja-stena.html;
5. Фото воспитанников и родителей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности № 10 МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара;
6. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-istorija-narodnoi-igrushki.html;
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_игрушки;
8. https://whatisgood.ru/theory/soviet/seryoznyj-vzglyad-na-detskie-igrushki;
9. Фото игрушек сделаны в музее «Русская изба» и в группе №10 МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара;
10. Фото Фатьянова М. Ф. взято из открытого источника – социальная сеть «ВКонтакте» https://vk.com/leshukoniya;
11. Фото игрушки – свистульки взято из открытого источника Яндекс.