Лариса Пунтус
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
к уроку литературного чтения в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Пунтус Лариса Антоновна
Тема: «Патриотическое звучание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва. Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение» Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель: совершенствование умения анализировать стихотворение на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! … Люблю тебя как сын …»
Задачи:
• Познакомить учащихся с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»;
• Учить учащихся анализировать текст стихотворения;
Публикация «Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК „Начальная школа 21 века“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Учить выразительно читать стихотворение.
Основные термины, понятия: метафора как «свёрнутое» сравнение», патриот.
Формы и методы, применяемые на уроке:
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы: упражнения по углублению практических умений и навыков
Используемые приемы оценивания: самооценивание, рефлексия
Технологии: системно-деятельностный подход, элементы развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии
Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал
Планируемые результаты
Предметные результаты: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать настроение автора.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.
Познавательные УУД: постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера; смысловое чтение; строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других. Личностные:
осознание нравственной глубины данного произведения; совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости); понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
1. Организационный момент
- Ребята, надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое и интересное – это всегда шаг вперёд в своём развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Проверяют готовность к уроку
Настраиваются на работу на уроке.
2. Мотивационная познавательная деятельность
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной.
Лермонтов. Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел,
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ.
В книгах - трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой,-
не памятником в сквере
Вновь и вновь
рождается для нас!
Павел Алдахин
- О творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить на уроке? (на доске появляется карточка «М. Ю. Лермонтов»)
- Сегодня наш урок будет посвящен стихотворению, в котором поэт говорит о любимом городе. Какие у вас есть предположения? (карточка «Москва»)
-Что вы знаете об этом городе?
-Как называют человека, который очень любит свою Родину? (ребус) (карточка «Патриот»).
-Толковый словарь
Патриот – тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (Словарь С. И. Ожегова)
- У нас появились три ключевых слова: Лермонтов – Москва – Патриот
- Как вы думаете, эти слова связаны между собой? Сделайте предположение как?
-Тема нашего урока будет связана с этими словами?
-Сформулируйте тему нашего урока.
«Патриотическое звучание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение»
- Какое слово в теме еще можно назвать ключевым в теме нашего урока?
- Что такое метафора? Как мы определяем средства выразительности в произведении? (анализируем произведение)
- Сформулируйте цель нашего урока.
совершенствование умения анализировать стихотворение на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! … Люблю тебя как сын …»
- Что узнаем? Чему научимся? Чему будем учиться?
Задачи:
• Познакомить учащихся с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»;
• Учить учащихся анализировать текст стихотворения;
• Учить выразительно читать стихотворение.
Слушают
Отвечают, высказывают предположения.
- О творчестве М. Ю. Лермонтова.
- О Москве.
- Патриот
Метафора
Средства выразительности
Читаем, находим
3. Актуализация необходимых знаний
- Наша любовь к М. Ю. Лермонтову не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам, познакомимся со стихотворением «Москва, Москва.
Ознакомление с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова
- Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники.
- Одно из них «Москва, Москва. Люблю тебя как сын…»
1 ученик Шёл 1814 год. 3 октября. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш в одном из домов на Садовой в Москве, напротив Красных ворот.
В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
2 ученик Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.
3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
4 ученик Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.
5 ученик В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион. Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
4. Организация познавательной деятельности
В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М. И. Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.
Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе.
Стихотворение ««Москва, Москва. Люблю тебя как сын…» - это отрывок из поэмы «Сашка», которую поэт писал с 1835 по 1839 года.
Первичное восприятие текста Учитель читает стихотворение.
Словарная работа
- В тексте стихотворения встречаются слова:
Чуждый – чужой.
Кремль - город в Древней Руси, который защищен высокими стенами,
Безмятежный – очень спокойный,
Властелин – обладающий властью,
Тщетно – зря, бесполезно
Пришлец – иностранец тот, кто пришел из другого места,
Вселенная – весь мир,
Устаревшие слова:
Глава – устаревшая форма слова «голова»,
Низвергнуть – сбросить вниз, значит «победить»,
Померяться – соревноваться, выяснять, кто сильнее,
Величавый – великий,
Великан – физически сильный высокий человек,
Напрасно – зря, бесполезно,
Наследник – тот, кто продолжает чье-то важное дело,
Пламенно – «любить всей душой»,
Поражать – побеждать,
Священный – тот, кто обладает святостью, божественный, «самый важный»,
Слава – известность, почет, уажение.
Прочитайте стихотворение еще раз.
- Отметьте карандашом слова, лексическое значение которых не можете объяснить.
Анализ произведения
- Какова тема стихотворения?
- Какие чувства вызывает у вас это произведение? Воспользуйтесь таблицей эоционального состояния.
- Я буду читать стихотворение по строчкам, вы попробуйте нарисовать словесные картины.
- В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?
-Какие чувства проявляет автор в этих строках? Воспользуйтесь таблицей чувст. (на доске появляются карточки с названием этих чувств)
- С кем сравнивает поэт город?
-С каким чувством поэт говорит о городе? (на доске появляются карточки сназванием этих чувств)
- Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? С каким чувством поэт говорит о Кремле? Воспользуйтесь таблицей чувств.
-Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином?
-Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте.
-Как вы понимаете эти слова?
-Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения.
-Как еще автор называет Кремль, так как он остался жив после событий Отечественной войны 1812 года? С каким чувством поэт об этом говорит? Воспользуйтесь таблицей чувств.
Выполните задание в рабочих листах.
-Прочитайте стихотворение. Как любит поэт? Дополни кластер.
Проверьте в парах.
Композиция
- Сколько в стихотворении строк?
- В стихотворении смежная (парная) рифма, когда рифмуются слова в конце соседних строк. Найдите рифму.
- великаном – обманом, поражал – упал.
- Перекрестная рифма, когда рифмуются слова в конце строк через одну. Найдите эту рифму.
Нежно – безмятежный, седин – властелин
Выполните задание в рабочих листах.
Найди в стихотворении рифму к данному слову.
Величавый
• Холодно
• Дубравы
• Славы
• Летят
Проверьте в парах.
Средства художественной выразительности
М. Ю. Лермонтов в стихотворении использует эпитеты, олицетворения и метафоры.
Олицетворение – приём, когда при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью.
Работа в рабочих листах с текстом.
- Найдите олицетворения в стихотворении. Подчеркните зеленым карандашом.
- О Кремле поэт говорит как о живом человеке, который вздрогнул и остался жив.
- О Вселенной поэт говорит как о живом человеке, который замолчал.
Эпитет – образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие, явление.
Работа в рабочих листах с текстом.
- Найдите и зачитайте эпитеты в произведении. Подчеркните синим цветом.
Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства или контраста объектов. В отличие от сравнения, метафора даёт не два различных объекта, а формирует единый образ. Другими словами, метафора – это скрытое, свёрнутое сравнение.
На доске появляется карточка «Столетним русским великаном».
Работа в рабочих листах с текстом.
- Найдите в тексте метафору. Подчеркните красным карандашом.
Проверьте в парах.
Выполните задание в рабочих листах.
- Прочитай отрывок стихотворения. Обрати внимание на выделенные слова.
Выбери названия художественного средства выразительности, которое автор использует в отрывке.
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
• Гипербола
• Эпитет
• Сравнение
• Олицетворение
- Выполни задание по тексту стихотворения.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Кого в этом отрывке Лермонтов называет «столетним русским великаном»?
• Сказочного героя
• Дуб
• Великана
• Московский Кремль
Проверьте в парах.
Слушают
Дети отвечают.
Любовь к городу.
Восторженное, гордое. (таблица эмоционального состояния)
Дети отвечают.
Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Любовь, нежность, доброта
Сравнивает с пожилым седым человеком.
«Люблю священный блеск твоих седин»
Уважение, восхищение, благодарность
Русским великаном Лермонтов называет Московский Кремль. С чувстом любви, гордости, уважения.
Чуждый властелин, пришлец – это французский император Наполеон Бонапарт.
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Уничтожить
Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
- «наследник нашей славы», чувство гордости, восхищения
Дети работают в рабочих листах.
Взаимопроверка в парах.
- 11
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
Дети работают в рабочих листах.
Взаимопроверка в парах.
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла. Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Вселенная замолкла. Величавый,
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Дети отвечают.
Взаимопроверка в парах.
Дети работают в рабочих листах.
Взаимопроверка в парах.
ФИЗМИНУТКА
4. Организация познавательной деятельности
Подготовка к выразительному чтению
Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете - грустный, торжественный или радостный?
Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки. Интонацией выделяем главные слова. Выбираем нужный тон.
Проверка выразительного чтения
- оценивание по таблице
-Вернемся к ключевым словам нашего урока: Лермонтов – Москва – Патриот. Как связаны эти слова?
- Какие чувства поэт выразил в стихотворении?
-Если поэт так выражает свои чувства, можно ли его назвать патриотом?
-А какие чувства возникают у слушателей этого произведения?
-Как настраивает нас это стихотворение?
- Можно ли сказать, что в нас проявляются чувства патриотизма при чтении этого стихотворения?
- Лермонтова восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года.
В этом стихотворении поэт выразил патриотические чувства с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине.
Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла. Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Дети читают стихотворение.
Дети отвечают.
Это патриотическое стихотворение.
Чувства любви к городу.
Да
Гордость, любовь к Родине
Любить и защищать Родину
Да
5. Подведение итогов
-Что вам понравилось в стихотворении?
- Какую цель урока ставили?
- Наш урок достиг цели?
- Что вы узнали на уроке?
- Чему мы учились на уроке?
Отвечают
6. Рефлексия
- Ребята в своих рабочих листах оцените свои знания по уроку, поставьте значки. Напишите, какие чувства у вас возникли после анализа стихотворения?
Домашнее задание.
На альбомных листах сделать иллюстрацию к стихотворению (по желанию). Подготовить выразительное чтение стихотворения.
- Урок окончен. Самооценка