Папки-передвижки

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Лариса Пунтус
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта

к уроку литературного чтения в 4 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Пунтус Лариса Антоновна

Тема: «Патриотическое звучание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва. Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение» Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель: совершенствование умения анализировать стихотворение на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! … Люблю тебя как сын …»

Задачи:

• Познакомить учащихся с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»;

• Учить учащихся анализировать текст стихотворения;

Публикация «Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК „Начальная школа 21 века“» размещена в разделах

• Учить выразительно читать стихотворение.

Основные термины, понятия: метафора как «свёрнутое» сравнение», патриот.

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: упражнения по углублению практических умений и навыков

Используемые приемы оценивания: самооценивание, рефлексия

Технологии: системно-деятельностный подход, элементы развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии

Ресурсы урока: презентация, раздаточный материал

Планируемые результаты

Предметные результаты: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать настроение автора.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Познавательные УУД: постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера; смысловое чтение; строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других. Личностные:

осознание нравственной глубины данного произведения; совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости); понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный момент

- Ребята, надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое и интересное – это всегда шаг вперёд в своём развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу на уроке.

2. Мотивационная познавательная деятельность

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов. Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

Это жизни дни его вернулись,

Он в нее хозяином вошел,

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ.

В книгах - трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз.

Он - живой,-

не памятником в сквере

Вновь и вновь

рождается для нас!

Павел Алдахин

- О творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить на уроке? (на доске появляется карточка «М. Ю. Лермонтов»)

- Сегодня наш урок будет посвящен стихотворению, в котором поэт говорит о любимом городе. Какие у вас есть предположения? (карточка «Москва»)

-Что вы знаете об этом городе?

-Как называют человека, который очень любит свою Родину? (ребус) (карточка «Патриот»).

-Толковый словарь

Патриот – тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (Словарь С. И. Ожегова)

- У нас появились три ключевых слова: Лермонтов – Москва – Патриот

- Как вы думаете, эти слова связаны между собой? Сделайте предположение как?

-Тема нашего урока будет связана с этими словами?

-Сформулируйте тему нашего урока.

«Патриотическое звучание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение»

- Какое слово в теме еще можно назвать ключевым в теме нашего урока?

- Что такое метафора? Как мы определяем средства выразительности в произведении? (анализируем произведение)

- Сформулируйте цель нашего урока.

совершенствование умения анализировать стихотворение на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! … Люблю тебя как сын …»

- Что узнаем? Чему научимся? Чему будем учиться?

Задачи:

• Познакомить учащихся с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»;

• Учить учащихся анализировать текст стихотворения;

• Учить выразительно читать стихотворение.

Слушают

Отвечают, высказывают предположения.

- О творчестве М. Ю. Лермонтова.

- О Москве.

- Патриот

Метафора

Средства выразительности

Читаем, находим

3. Актуализация необходимых знаний

- Наша любовь к М. Ю. Лермонтову не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам, познакомимся со стихотворением «Москва, Москва.

Ознакомление с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова

- Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники.

- Одно из них «Москва, Москва. Люблю тебя как сын…»

1 ученик Шёл 1814 год. 3 октября. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш в одном из домов на Садовой в Москве, напротив Красных ворот.

В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

2 ученик Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.

3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

4 ученик Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.

5 ученик В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион. Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.

4. Организация познавательной деятельности

В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М. И. Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.

Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе.

Стихотворение ««Москва, Москва. Люблю тебя как сын…» - это отрывок из поэмы «Сашка», которую поэт писал с 1835 по 1839 года.

Первичное восприятие текста Учитель читает стихотворение.

Словарная работа

- В тексте стихотворения встречаются слова:

Чуждый – чужой.

Кремль - город в Древней Руси, который защищен высокими стенами,

Безмятежный – очень спокойный,

Властелин – обладающий властью,

Тщетно – зря, бесполезно

Пришлец – иностранец тот, кто пришел из другого места,

Вселенная – весь мир,

Устаревшие слова:

Глава – устаревшая форма слова «голова»,

Низвергнуть – сбросить вниз, значит «победить»,

Померяться – соревноваться, выяснять, кто сильнее,

Величавый – великий,

Великан – физически сильный высокий человек,

Напрасно – зря, бесполезно,

Наследник – тот, кто продолжает чье-то важное дело,

Пламенно – «любить всей душой»,

Поражать – побеждать,

Священный – тот, кто обладает святостью, божественный, «самый важный»,

Слава – известность, почет, уажение.

Прочитайте стихотворение еще раз.

- Отметьте карандашом слова, лексическое значение которых не можете объяснить.

Анализ произведения

- Какова тема стихотворения?

- Какие чувства вызывает у вас это произведение? Воспользуйтесь таблицей эоционального состояния.

- Я буду читать стихотворение по строчкам, вы попробуйте нарисовать словесные картины.

- В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?

-Какие чувства проявляет автор в этих строках? Воспользуйтесь таблицей чувст. (на доске появляются карточки с названием этих чувств)

- С кем сравнивает поэт город?

-С каким чувством поэт говорит о городе? (на доске появляются карточки сназванием этих чувств)

- Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? С каким чувством поэт говорит о Кремле? Воспользуйтесь таблицей чувств.

-Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином?

-Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте.

-Как вы понимаете эти слова?

-Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения.

-Как еще автор называет Кремль, так как он остался жив после событий Отечественной войны 1812 года? С каким чувством поэт об этом говорит? Воспользуйтесь таблицей чувств.

Выполните задание в рабочих листах.

-Прочитайте стихотворение. Как любит поэт? Дополни кластер.

Проверьте в парах.

Композиция

- Сколько в стихотворении строк?

- В стихотворении смежная (парная) рифма, когда рифмуются слова в конце соседних строк. Найдите рифму.

- великаном – обманом, поражал – упал.

- Перекрестная рифма, когда рифмуются слова в конце строк через одну. Найдите эту рифму.

Нежно – безмятежный, седин – властелин

Выполните задание в рабочих листах.

Найди в стихотворении рифму к данному слову.

Величавый

• Холодно

• Дубравы

• Славы

• Летят

Проверьте в парах.

Средства художественной выразительности

М. Ю. Лермонтов в стихотворении использует эпитеты, олицетворения и метафоры.

Олицетворение – приём, когда при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью.

Работа в рабочих листах с текстом.

- Найдите олицетворения в стихотворении. Подчеркните зеленым карандашом.

- О Кремле поэт говорит как о живом человеке, который вздрогнул и остался жив.

- О Вселенной поэт говорит как о живом человеке, который замолчал.

Эпитет – образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие, явление.

Работа в рабочих листах с текстом.

- Найдите и зачитайте эпитеты в произведении. Подчеркните синим цветом.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства или контраста объектов. В отличие от сравнения, метафора даёт не два различных объекта, а формирует единый образ. Другими словами, метафора – это скрытое, свёрнутое сравнение.

На доске появляется карточка «Столетним русским великаном».

Работа в рабочих листах с текстом.

- Найдите в тексте метафору. Подчеркните красным карандашом.

Проверьте в парах.

Выполните задание в рабочих листах.

- Прочитай отрывок стихотворения. Обрати внимание на выделенные слова.

Выбери названия художественного средства выразительности, которое автор использует в отрывке.

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

• Гипербола

• Эпитет

• Сравнение

• Олицетворение

- Выполни задание по тексту стихотворения.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и - обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Кого в этом отрывке Лермонтов называет «столетним русским великаном»?

• Сказочного героя

• Дуб

• Великана

• Московский Кремль

Проверьте в парах.

Слушают

Дети отвечают.

Любовь к городу.

Восторженное, гордое. (таблица эмоционального состояния)

Дети отвечают.

Москва, Москва. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Любовь, нежность, доброта

Сравнивает с пожилым седым человеком.

«Люблю священный блеск твоих седин»

Уважение, восхищение, благодарность

Русским великаном Лермонтов называет Московский Кремль. С чувстом любви, гордости, уважения.

Чуждый властелин, пришлец – это французский император Наполеон Бонапарт.

Померяться главою и - обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Уничтожить

Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

- «наследник нашей славы», чувство гордости, восхищения

Дети работают в рабочих листах.

Взаимопроверка в парах.

- 11

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и - обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

Дети работают в рабочих листах.

Взаимопроверка в парах.

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла. Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Вселенная замолкла. Величавый,

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Дети отвечают.

Взаимопроверка в парах.

Дети работают в рабочих листах.

Взаимопроверка в парах.

ФИЗМИНУТКА

4. Организация познавательной деятельности

Подготовка к выразительному чтению

Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете - грустный, торжественный или радостный?

Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки. Интонацией выделяем главные слова. Выбираем нужный тон.

Проверка выразительного чтения

- оценивание по таблице

-Вернемся к ключевым словам нашего урока: Лермонтов – Москва – Патриот. Как связаны эти слова?

- Какие чувства поэт выразил в стихотворении?

-Если поэт так выражает свои чувства, можно ли его назвать патриотом?

-А какие чувства возникают у слушателей этого произведения?

-Как настраивает нас это стихотворение?

- Можно ли сказать, что в нас проявляются чувства патриотизма при чтении этого стихотворения?

- Лермонтова восхищали мужество, стойкость, патриотизм русского народа, отстоявшего свободу родной страны в грозные годы Отечественной войны 1812 года.

В этом стихотворении поэт выразил патриотические чувства с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине.

Москва, Москва. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и - обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла. Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Дети читают стихотворение.

Дети отвечают.

Это патриотическое стихотворение.

Чувства любви к городу.

Да

Гордость, любовь к Родине

Любить и защищать Родину

Да

5. Подведение итогов

-Что вам понравилось в стихотворении?

- Какую цель урока ставили?

- Наш урок достиг цели?

- Что вы узнали на уроке?

- Чему мы учились на уроке?

Отвечают

6. Рефлексия

- Ребята в своих рабочих листах оцените свои знания по уроку, поставьте значки. Напишите, какие чувства у вас возникли после анализа стихотворения?

Домашнее задание.

На альбомных листах сделать иллюстрацию к стихотворению (по желанию). Подготовить выразительное чтение стихотворения.

- Урок окончен. Самооценка

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения по УМК школа России в 3 классе на тему «Борис Степанович Житков «Про обезьянку» Проект учебного занятия Предмет: Литературное чтение Учитель: Маслова Алина Ринатовна Класс: 3 «Б» Продолжительность: 45 минут Тема урока:.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века»
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 23:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пунтус в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД