АЛЕСЯ ОСИПОВА
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, к увлечениям и интересам. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Эти задачи решают Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
1. Игротерапия, игровые тренинги с детьми
Игровая терапия - помогает ребенку выразить свои переживания, чувства с помощью игры.
Публикация «Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка» размещена в разделах
Игровые технологии коррекции поведения детей.
1. Игры с правилами, дидактические игры. («Какое поведение правильно, а какое нет»)
2. Образно-ролевые игры, (инсценировка сказки, рассказа)
3. Сюжетно-ролевая игра в коррекции поведения детей. («Моя семья»- игра в куклы и кукольный домик)
4. Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведения.
Например игра «я похож на.» дети рассказываю друг другу с каким животным они сравнили бы себя, свой характер, поведение.
Такие игры создают атмосферу доброжелательности, радости общения, симпатии друг к другу, помогают ребенку осознать свою уникальность, неповторимую индивидуальность других детей.
2. Сказкотерапия
С помощью сказочных историй можно избавить ребенка от страхов и переживаний, разрешить конфликты и детские обиды.
Выделяют несколько приемов работы над сказкой:
- рассказывание или прочтение сказки по определенной проблеме
- обсуждение сказки, ответы на вопросы;
- высказывание ребенком своего мнения об услышанном;
- рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);
3. Психогимнастика для дошкольников
Психогимнастика основана на игровых театральных этюдах, упражнениях, задача которых – развитие и коррекция разных компонентов детской психики.
С помощью этих игр дети проявляют свои эмоции и учатся их контролировать.
Можно взять любую сказку и вместе с детьми ее показать, превращаясь в разных героев. Уделять внимание эмоциям героев, движениям, звукам.
Затем обсуждается все, что происходило, что дети чувствовали во время упражнения, что было сложно
4. Песочная терапия
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.
Приемы песочных игр:
- давай построим твой сказочный мир;
-ты волшебник, а это твоя страна и т. д.
5. Арттерапия - метод основанный на ИЗО
Рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость.
Например вы можете дать задание ребенку : нарисуй свое настроение, нарисуй свой внутренний мир, что сейчас чувствуешь, какого цвета твое чувство. Можно использовать нетрадиционные техники рисования : пальчиками, ватными палочками, промакивание губкой, раздувание капель краски через трубочку и т. д.