Елена Войновская
Театральная игра как один из составляющих этапов работы над скороговорками
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со скороговорками, как с жанром устного народного творчества.
Задачи: развитие артикуляционного аппарата;
развитие памяти;
развитие фонетического слуха;
увеличение словарного запаса;
развитие воображения;
работа с партнёром;
осмысленное произнесение текста.
Скороговорки – это всегда шутка, смысловая нелепица, поэтому, и работать над скороговоркой надо весело. Скороговорка – это не только техническое упражнение, а материал, помогающий развить фантазию, воображение, умение оценивать смешную ситуацию и передавать её партнёру ярко, забавно и выразительно.
Публикация «Театральная игра как один из составляющих этапов работы над скороговорками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Скороговорки
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2021
Важно знать, что к работе со скороговорками можно приступить только после того, как артикуляция каждого звука и звукосочетания проверена и закреплена в правильном произношении.
Этапы работы со скороговоркой:
1. Взрослый медленно и чётко произносит скороговорку.
2. Ребёнок в таком же темпе произносит текст скороговорки за взрослым. Если скороговорка длинная, то разбиваем её на части и произносим по частям.
3. Работаем над сложными сочетаниями. Это может быть одно слово или словосочетание. Повторяем его до тех пор, пока ребёнок не перестаёт испытывать трудность в произношении. Важно: работа происходит в медленном темпе. Золотое правило: Хочешь говорить чисто и быстро, научись говорить медленно.
4. Проговариваем скороговорку с открытым ртом, не артикулируя губами и языком. Задача, чтобы в таком положении был понятен текст скороговорки. Говорим медленно, по слогам.
5. Проговариваем скороговорку с закрытым ртом. Следим, чтобы челюсти не были сжаты!
6. Скороговорка выучена.
7. Предлагаем детям разыграть её.
Примеры разыгрывания скороговорок.
1. «Купи кипу пик».
Предлагаем детям представить, что они торговцы на базаре. Их задача завлечь покупателя. Каждый на свой лад расхваливает товар.
2. «- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки.
- Про покупочки мои?»
Дети делятся на две группы. Одна группа – воришки на рынке. Вторая группа – полицейские, которые их поймали. Представляем, что у воришек в руках сумка или рюкзак, в которых лежат украденные вещи. Дети становятся в две шеренги друг напротив друга. Распределяем текст.
Полиция: Расскажите про покупки.
Воришки: Про какие про покупки?
Полицейские: Про покупки, про покупки.
Воришки: Про покупочки мои?
Различные варианты разыгрывания:
1. Полицейские - строгие, воришки - оправдываются.
2. Полицейские не уверены, что поймали действительно воришек, а воришки, чувствуя неуверенность полицейских, ведут себя напористо и нагло.
3. Дети разбиваются по парам и проигрывают свои варианты скороговорки. Взрослый предлагает им поменять место действия. Например: воришку поймали на улице, в магазине, была погоня, и его догнали в лесу.
3. «Кукушка кукушонку купила капюшон
Как в капюшоне он смешон».
Эту скороговорку хорошо использовать для отработки речи хором.
Вариант разыгрывания:
В центр садится Кукушонок. Его задача реагировать на различные эмоции других участников. Все остальные становятся в круг и начинают движение по кругу. Задача: говорить строго хором.
Различные варианты разыгрывания:
1. Толпа жалеет Кукушонка.
2. Толпа смеётся над Кукушонком.
3. Толпа возмущается, что Кукушка так одела Кукушонка.
4. Толпа умиляется.
Каждый раз Кукушонок меняется.
4. «Бомбардир бомбардировал барышень бонбоньерками».
Тоже вариант для отработки речи хором.
Учащиеся становятся в две шеренги друг напротив друга.
Даётся мяч. Ребёнок из одной шеренги бросает мяч ребёнку напротив и произносит первое слово из скороговорки. Ребёнок, в которого летел мяч, ловит его и бросает в другого участника напротив, произнося второе слово скороговорки. И так до конца. Потом скороговорку начинает другая шеренга.
Бомбардир
Бомбардировал
Барышень
Бонбоньерками
5. «Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай».
Вариант разыгрывания. Три участника: Пианист и два исполнителя.
Пианист: (сидит за воображаемым роялем, играет и поёт) Говорил попугай попугаю.
Исполнитель 1: Я тебя попугай попугаю.
Пианист: Отвечает ему попугай
Исполнитель 2: Попугай, попугай, попугай.
Главное в работе со скороговорками наряду с чёткостью и лёгкостью произнесения текста осмысленное их донесение до слушателя. Когда учащийся знает о чём, для чего и кому он говорит, то текст скороговорки запоминается быстрее, дикционная активность увеличивается естественным образом, снимается мышечное напряжение с артикуляционного аппарата. В результате, произношение становится чище в любом темпе.