Анна Овчинникова
Театральная газета для педагогов и родителей дошкольников «Где воображение — там творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Челядьс свмдан 93 №-а видзанiн школадз велдан
Сыктывкарса муниципальнй учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93 общеразвивающего вида»
для педагогов и родителей дошкольников
Тема выпуска:
«Где воображение - там творчество!»
Разработала: Овчинникова Анна Сергеевна
Воспитатель МБДОУ №93
Сыктывкар 2019г.
«Необходимо
для детей открыть,
Пути в мир творчества
и воображения,
Чтобы заранее
в них «не зарыть»
Тот дар -
Публикация «Театральная газета для педагогов и родителей дошкольников „Где воображение — там творчество“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
свободы и вдохновения»
Оскар Уайльд
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям знания, научить считать, писать и читать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современный ребенок знает гораздо больше, чем его сверстники 10-15 лет назад, а вот восхищаться и сопереживать умеет далеко не каждый. Все чаще наши дети проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Для родителей наиболее важным в данной ситуации выступают такие качества, как эмоциональная стабильность, послушание, хорошие контакты с окружающими, высокий моральный облик. О творчестве они не говорят ни слова. Многие педагоги, с тревогой спрашивают: «куда исчезают «почемучки»? «Почему все меньше и меньше дети задают на занятиях вопросов?», «Где фантазеры и выдумщики, которые пусть не всегда послушны, но зато щедры на неожиданные и самостоятельные находки?».
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование и сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь она вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств и свободу творчества.
Уважаемые родители! Только сейчас, в этом возрасте, детям нравится учиться, принимать советы, рекомендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать многие истины. Пройдет еще немного времени, и дети будут воспринимать «в штыки» любой совет, рекомендацию. В том случае, если в старшем дошкольном возрасте, на основе привлекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохраниться на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода.
Не упустите свой шанс!
«Сценическое искусство менее, чем всякое другое, допускает случайности. Каждое лишнее движение (я уже не говорю о движениях фальшивых) не только бесполезно, но и вредно. Рама, в которой вращается драматическое представление, так узка, время, ему уделенное, так ограничено, что каждая минута драгоценна для артиста и каждое его движение знаменательно…».
А. К. Толстой
Поиграем с детьми
Этюд «Под дождиком»
Задачи:
1. учить детей выражать эмоции радости и грусти.
2. воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
3. учить имитировать простейшие движения.
4. развивать ориентировку в пространстве.
5. развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Он под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем взрослый предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики, а затем подбросить их вверх. Взрослый показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Этюд «Кто как ходит»
Задачи:
1. закреплять представления детей о животных, птицах и рыбах.
2. учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение.
3. развивать выразительность движений.
4. учить детей дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, маски, изображающие животных, птиц и рыб; костюмы героев.
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказок, рассказов и показать, как они умеют двигаться, имитируя движения.
Дети выбирают любой персонаж и имитируют характерное для него движение, его мимику, жесты, голос, в сопровождении определенной музыки.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть, помогает детям распределить роли.
Этюд «На рыбалке»
Задачи:
1. развивать у детей образные представления.
2. учить имитировать движения, развивать пластику.
3. знакомить детей с выражением эмоций
(радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход этюда.
Взрослый приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Имитируя при этом ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния
(радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем взрослый предлагает детям имитировать рыбалку, проявляя свои эмоции, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
Этюд «Прогулка в лесу»
Задачи:
1. развивать у детей творческое воображение.
2. познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы
«Мое настроение».
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки
(можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Взрослый спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм, а затем изобразить с помощью своей мимики.
Он говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Взрослый спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой, а затем мимикой своего лица.
Он замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.
Театр! Как много значит слово.
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново,
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем.
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь,
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем.
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат,
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
Марк Львовский
Мы предлагаем
работу с детьми построить следующим образом.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания со взрослым, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжение мышц:
–бить» дрова;
–волочить «тяжелый» ящик;
–нести очень «тяжёлый» чемодан;
–дотянуться до высоко висячего яблока, сорвать его и быстро
спрятать и т. п.
Упражнения на расслабление мышц:
– «уснуть» на стуле;
–сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;
–сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за
тем, чтобы были напряжены только пальцы, локоть и плечо -
свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в
напряжении.
Упражнения на развития воображения :
–передавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»;
–передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или
«мороженное»;
–передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать»
оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.
Как развита фантазия
у вашего ребенка?
ДА НЕТ
1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием? 2 1
2. Часто ли он грустит? 1 2
3. Когда он рассказывает какой-нибудь
подлинный случай, прибегает ли к вымышленным
подробностям для украшения? 1 0
4. Проявляет ли он инициативу в играх, занятиях? 2 1
5. Размашисто ли ребенок располагает на листе
бумаге свой рисунок? 1 0
6. Спорит ли он с вами по поводу одежды,
опираясь на собственный вкус? 2 1
7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же
фигурки «от скуки»? 0 1
8. Любит ли он импровизировать под музыку
танцы или стихи? 1 0
9. Сочиняет ли он объемные рассказы? 2 1
10. Ему снятся необыкновенные сны? 1 0
11. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой
ему по описанию? 1 0
12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного
фильма или прочитанной книги? 1 0
Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:
14-16 очков: у него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему и окружающим его людям.
9-12 очков: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.
5-8 очков: скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, в том числе и приемами, предлагаемыми в этой газете.
Семейная «думалка»
(Разгадаем кроссворд)
1
2
3
4
5
6
7
8
По вертикали
1. Необходимая и важная способность человека, для придумывания
и создания новых образов.
По диагонали
1. Помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей
во время антракта
2. Промежуток между действиями спектакля
3. Особенность характера.
4. Место для зрелищ
5. Объявление о представлении
6. Расписной или гладкий фон из мягкой ткани,
посвященный в глубине сцены
7. Действующая деятельность актера на сцене
8. В театре, оркестровая…
(по отгадываем загадки)
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии —. (актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся —. (режиссёр)
Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации,
За красочные. (декорации)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр,
Имеет свой. (амфитеатр)
Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны,
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить,
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)
Встанут все актёры дружно,
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену —
Размечает … (мезансцену)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи,
Сочиняли … (скоморохи)
«Зарядка для язычка»
Скороговорки – это веселая словесная игра, в которую можно играть с детьми в любом месте, в любое время. Однако эта игра развивает и воображение, т. к нужно представить о чем говорится, и творчество, т. к. каждый может привнести в нее что-то свое, особенное: интонацию, темп, акцент, логическое ударение, силу голоса.
1. Слишком много ножек у сороконожек
2. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком
3. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот
4. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки
5. Мокрая погода разморокропогодилась.
6. Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
7. У Кондрата куртка коротковата.
8. Повар Павел, повар Петр, Павел парил, пек Петр.
9. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
10. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Список использованной литературы
1. Букатова В. М. «Игры для детского сада. Развитие талантов через игру» : иллюстрированный словарик игровых приемов. - М. : Сфера, 2009.-189с.
2. Дьяченко О. М. Н. Е. Веракса. «Чего на свете не бывает?». – М. : Знание, 1994.-160с.
3. Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. – М. : Линка-пресс, 2006.- 208с.
4. Зацепина М. Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» : обзор программ дошкольного образования. - М. :ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
5. Кудрявцев В. «Воображение, творчество и личностный рост ребенка. –М. : Чистые пруды, 2010.-32с.
6. Субботина Л. Ю. «Развитие воображение детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: Академия развития, 1996.-240с
7. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». - М. : «Владос», 2001.-160 с.