Светлана Лучкова
Урок для дошкольников «Текст и предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Текст и предложение.
Цели:
Дидактическая: Учить составлять и оформлять повествовательный текст (заголовок, абзац, красная строка) по картинке. Формировать умение устанавливать последовательность слов в предложении, а так же последовательность предложений в тексте.
Развивающая: Развивать связную устную и письменную речь.
Коррекционная: Корректировать мышление на основе упражнения в нахождении отличий.
Воспитательная: Воспитывать мотивацию к предмету, любовь к природе.
Публикация «Урок для дошкольников „Текст и предложение“» размещена в разделах
Тип урока : Урок – повторительно-обобщающий.
Форма урока : Урок – творчества.
Оборудование: презентация; мультимедийный проектор; индивидуальные карточки-задания для работы на уроке; макеты березы и осины, холст с весенним пейзажем, бумажные кораблики, птички, солнце, конверты голубого цвета с заданиями, музыкальное сопровождение.
Методы обучения: словесный, наглядный, словесно-наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Упражнение по коррекции мышления.
-Девочки, сейчас у нас урок русского языка. Желаю вам хорошего настроения. У нас сегодня очень важная тема, поэтому давайте работать внимательно.
- Отгадайте загадки.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
- Посмотрите, пожалуйста, на макеты этих деревьев. Где берёза, а где осина?
- Какие ветви у деревьев? (У деревьев голые ветви)
- В какое время года они так выглядят? (Они так выглядят зимой)
(Учитель меняет кроны деревьев)
- А сейчас, что изменилось в облике деревьев? (Листья зелёные)
- Когда так бывает? (Так бывает весной и летом)
2. Пальчиковая гимнастика.
- Приготовим наши пальчики к письму.
- Повторяем движения за мной.
Птички прилетали, (размахиваем кистями рук)
Крыльями махали. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Сели, посидели, (растираем ладошки)
Снова полетели. (размахиваем кистями рук) Слайд - 2
3. Минутка чистописания.
- Записываем красиво сегодняшнее число. Слайд -3
- Посмотрите на картинки. Назовите этих птиц. (ворона, воробей) – Слайд - 4
-Какой звук в этих словах первый? ([в])
-Какой буквой он обозначается? (в)
-Напишем красиво заглавную и строчную букву Вв. Слайд -5
- Напишем данные элементы на следующей строчке: во ее во ее - Слайд -6
4. Сообщение темы урока.
Установка на занятие. Создание проблемной ситуации.
- В каждом времени года своя музыка, свои звуки.
(Учитель включает отрывки из разных песен, после прослушивания задаёт вопрос).
- Девочки, что вы сейчас слушали? (Мы слушали отрывки из разных песен).
- Какое произведение вы сейчас прослушали? Вам знакомо оно? (Да, это произведение называется «Весна летит на крыльях» в исполнении Алины Киямовны).
- В русском языке очень много слов. Отдельные слова, как отрывки из музыкальных произведений, - между ними нет связи. Мы только сейчас в этом убедились. Но такие музыкальные отрывки нужны для сценок или спектаклей (меняются и декорации и сцены).
-Сегодня мы вспомним, что такое текст и предложение; будем из отдельных слов составлять предложения, из предложений-текст.
-К концу урока мы создадим картину, и опишем её словами.
-Вы видите, что у нас на доске появился холст, на нём уже сделал свои наброски художник.
-Чтобы картина получилась законченной, нужно дополнить её.
-Хотите узнать, что появится на холсте? (Да, хотим)
-Предлагаю вам сначала составить из отдельных слов предложение. Слайд - 7
И, костра, сидели, у, собака, охотник.
-Начинаем выбирать слова, ставить их в нужном порядке.
-У нас получилось предложение :
Охотник и собака сидели у костра. – Слайд - 8
- Скажите, сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 6 слов).
- Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.). Слайд - 9
- Как правильно будем оформлять предложения при письме? (Пишем предложение с большой буквы, на конце ставим точку, либо восклицательный знак, либо вопросительный знак, либо многоточие).
- Запишите данное предложение в тетрадь. (Охотник и собака сидели у костра.) Слайд - 10
- Если, в конце предложения стоит точка, как оно называется? (Такое предложение называется повествовательное.)
-Вы отлично справились с этим заданием. Молодцы! И теперь дополним нашу картину. (Учитель прикрепляет птичек на веточки деревьев).
5. Физкультминутка для глаз.
- Наши глаза устали. Предлагаю отдохнуть. Внимание на экран. Слайд - 11
6. Работа по теме урока.
- Сейчас вы будете работать по группам.
- Как надо работать в группе? (Нужно разговаривать тихо, внимательно выслушивать друг друга, уважать чужую точку зрения.)
У вас на партах лежат конвертики жёлтого цвета, в которых вы найдёте таблички со словами.
(У детей на партах конверты со словами.)
- Задание: «Собери» из слов предложения. Слайд – 12
1) Брат, зоопарк, с, ходили, в, сестрой. (Брат с сестрой ходили в зоопарк.)
2) в, траве, Гриб, спрятался, густой. (Гриб спрятался в густой траве.)
3) Маленький, вылез, гнезда, из, птенчик. (Маленький птенчик вылез из гнезда.)
-Начинаем выбирать слова, ставить их в нужном порядке.
(Девочки зачитывают получившиеся предложения и записывают в тетрадь. Каждая группа записывает только своё предложение.) Слайд – 13
- Молодцы, девочки! Вы справились и с этим заданием.
(На холсте появляется яркое весеннее солнце.)
- Можно ли это назвать все эти предложения текстом? (нет)
-Почему? Как вы думаете? (Потому что данные предложения не связаны по смыслу)
-Что такое текст? Кто помнит? (Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.) – Слайд - 14
7. Физкультминутка. Слайд - 15
- Давайте отдохнём немного.
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками, девочки, машем,
Это к нам птицы летят
Как они сядут, мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
8. Закрепление пройденного материала.
- Переходим к следующему заданию.
-Прочитайте начало рассказа. (Весна раздаёт подарки.)
-Продолжите этот рассказ. Для этого составьте из слов предложения к рисункам. Слайд – 16
(девочки составляют предложения).
- Своё предложение прочитает нам Анжела. (Осинка выбрала зелёный сарафан.)
-Следующее предложение прочитает Света. (Берёзка попросила сережки.)
- И последнее прочитает Олеся. (Вербе понравились пушистые шарики.)
- О каком времени года идёт речь? (Речь идёт о весне.)
- По каким признакам вы это поняли? (Зелёный сарафан осины, берёзовые серёжки)
- Можем ли мы сказать, что данные предложения связаны между собой по смыслу? (В тексте все предложения связаны по смыслу.)
- Значит, его можно назвать текстом.
-Можно ли подобрать заголовок к этому тексту. Слайд – 17 (Весенние наряды. Весенние подарки.)
-Посмотрите на доску.
-Выберите один из предложенных вариантов подходящий. Объясните ваш выбор.
Запишем заголовок текста.
-Прежде чем начать писать обратите внимание, как записан текст на карточках.
-Выясним, что такое красная строка?
-Посмотрите на экран, узнаем немного сведений из истории о том, что это такое.
(На интерактивной доске появляется слайд рассказывающий о истории возникновения понятия- красная строка.) Слайды-18,19
-Запишем данный текст. Слайд -20
9. Рефлексия.
-Закончим нашу картину и оценим свои достижения: каждый из вас по очереди подойдёт ко мне, получит свой бумажный кораблик и пустит его в плавание.
-Если вам всё сегодня удалось, то кораблик отправляется в свободное плавание ближе к солнцу.
-Если удалось не всё, то кораблик на середине пути.
-Если многое не удалось, то ваш кораблик пока что находится на истоке. И мы обязательно будем работать над его продвижением вперёд.
-Молодцы! Вот наша картина и ожила.
10. Подведение итогов урока.
-Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.
Я благодарю всех вас, девочки, за сотрудничество.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что узнали нового?
-Что получилось лучше всего?
-Что запомнилось больше всего?
-Что было трудно?
-Спасибо за урок! Урок окончен.