Вера Дьякова
Тактики семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Тактики семейного воспитания
Семья – важнейшая ценность для человека. Она выступает первой единицей общества, словно маленький окружающий ребёнка мир. Семья представляет собой древнейший институт человеческого общества, прошедший сложный путь развития: от зарождения родоплеменных форм общежития, до складывания современных форм семейных отношений.
Публикация «Тактики семейного воспитания» размещена в разделах
Семья является главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Ребёнок растёт, развивается, получает первый жизненный опыт именно в семье. В ней закладываются нравственные принципы, нормы поведения в обществе, основы трудовых навыков. Человек сохраняет в течение всей последующей жизни то, что приобрёл в детские годы в семье.
Такие исследователи, как А. Г Харчев, А. С. Воронин определяют семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья традиционно считается главным институтом воспитания. Особая важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что именно в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни. Ни один из институтов воспитания не может столь длительно воздействовать на человека.
Советский педагог В. А. Сухомлинский указывал, что воспитание начинается в семье. В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы и плоды.
В каждой семье складывается определённая тактика воспитания. Тактика (от греческого taktika – искусство построения войск, от tasso – выстраиваю, строю, определяется как: 1) составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск на суше, в воздухе и на море; 2) совокупность приёмов и средств для достижения намеченной цели.
С. В. Ковалёв и А. В. Петровский выделяют четыре тактики семейного воспитания : диктат, опека, сотрудничество и тактика «невмешательства».
Диктат в семье – это систематическое подавление инициативы ребёнка со стороны родителей, которые предпочитают воздействовать преимущественно приказами, нажимом, принуждениями, угрозами. При этом ребёнок зачастую оказывает сопротивление, грубит родителям, обманывает их. В случае, когда сопротивление со стороны ребёнка оказывается сломленным родителями, вместе с ним происходит и слом многих качеств личности ребёнка, среди которых: самостоятельность, инициативность, вера в свои возможности, чувство собственного достоинства. Это представляет собой угрозу неудачного формирования личности.
Опека в семье – это система отношений, при которой родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребёнка, принимают на себя все его проблемы, ограждают от забот и трудностей. Такая чрезмерная забота, основанная на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она способствует развитию у ребёнка таких качеств, как: пассивность, инфантильность, несамостоятельность. Родители, по сути, блокируют инициативу ребёнка. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.
Тактика «невмешательства» – это система межличностных отношений в семье, которая строится на признании независимого существования детей от родителей. При этом предполагается, что дети отделены от взрослых, как бы «сами по себе». Чаще всего в основе невмешательства лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество – тип взаимоотношений в семье, в основе которого заложены высокие нравственные ценности. Данный тип предполагает совместную деятельность родителей и детей, опосредованность межличностных отношений общими целями и задачами.
Таким образом, в семье раскрываются внутренний мир ребёнка и его индивидуальные качества. Семья прививает ребёнку ценности, закладывает основы нравственности, формирует нормы поведения. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится полноценной личностью. Именно семья с её постоянным характером воздействия способствует её становлению. От правильно выбранной тактики воспитания в семье будет зависеть личностное развитие ребёнка. Главной целью воспитания в семье является формирование всесторонней и гармонично развитой личности.
Литература:
1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. Ярцева В. Н. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 г.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – 2006 г.
3. Ковалёв С. В. Психология семейных отношений. – М. : Педагогика, 1987 г.
4. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981 г.
5. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. – М. : Прогресс, 1990 г.
6. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М. : Мысль, 1979 г.