Людмила Борисовна Тарасова
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе «Такая разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Такая разная осень
Тематическое занятие в подготовительной к школе группе
Музыкальный руководитель Л. Б. Тарасова
На экране – осенний пейзаж, слайд №1 (Осенние листья). Дети входят в зал под «Осенний вальс» и усаживаются на места, поют приветствие и осеннюю распевку.
М. р. : Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Публикация «Тематическое занятие в подготовительной к школе группе „Такая разная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Все деревья блистают
В разноцветном уборе
К. Бальмонт, «Осень»
М. р. : Какое время года описано в стихотворении? (Ответы детей) Почему вы так решили?
Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?
М. р. : Послушайте еще одно стихотворение и скажите, в нем такое же грустное настроение или нет?
Золотятся между сосен,
Клены желтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины.
Г. Галина «Дары осени»
(Ответы детей)
М. р. :В первом стихотворении слышатся грусть, печаль, а во втором – радость, ликование. Автор любуется и восхищается осенью. Плоды рябины сравниваются с рубинами – драгоценными камнями. Осень здесь – добрая волшебница, которая подарила кленам чудный наряд, украсила рябины, осыпав их рубинами. Оказывается, осень может быть разной : красивой и радостной, грустной и печальной, плаксивой и тоскливой.
Еще раз прочитать стихи и попросить детей определить, какое из них соответствует ранней и поздней осени, назвать первые признаки осени. (Ответы детей)
Ребята, а какая осень за нашим окном? Какому стихотворению она больше подходит? Мы знаем немало осенних песен, давайте вспомним некоторые из них.
Играть знакомые детям песни, они угадывают, потом исполняют любимую.
Песня-танец «Вальс осенних листочков»
М. р. : Осень – любимая тема писателей, поэтов, музыкантов и художников. Она привлекает своим разнообразием ярких красок, великолепием и неповторимостью, сменой настроений. Вспомним с вами слово «пейзаж» - изображение природы. Скажите, можно ли с помощью красок изобразить природу? (Можно). Многие художники посвятили осени свои картины.
Слайд№2 портрет В. Д. Поленова
Художник Василий Дмитриевич Поленов жил очень давно. Он написал много картин о родной природе. Одна из самых красивых и известных его картин – «Золотая осень».
Слайд№3 «Золотая осень» В. Д. Поленова
Посмотрите, она наполнена теплом и светом. Какое время дня изобразил художник – утро, полдень или вечер? (Полдень). Какие цвета вы видите на картине?
Дети выбирают карточки соответствующих цветов. (Ярко-желтые, голубой, бордовый). Посмотрите, верхушки деревьев отбрасывают тень. Чистое, голубое небо. Художник запечатлел самые прекрасные мгновения ранней осенней поры, которую в народе за ее красоту называют «Золотая осень».
Слайд №4 портрет Е. Е. Волкова
А вот портрет другого художника, который очень любил писать осенние пейзажи. Его зовут Ефим Ефимович Волков.
Слайд №4 «Октябрь» Е. Е. Волкова
Посмотрите на передний план картины «Октябрь», где изображены березы. Облетевшая листвапестрым ковром застилает землю. Предзимье. На втором плане, сквозь ветви деревьев, виднеется извилистая река, пока еще не скованная льдом. Но по краям, у берегов, уже виднеются кромки льда. Вдали сквозь серую пелену проглядывает лес. На другой стороне реки, в излучине, виднеется крыша деревенской избы. На тропинке, ведущей из леса, изображена одинокая фигура крестьянки, одетой по-зимнему. Чувствуется скорое приближение зимы. Посмотрите внимательно на палитру красок. Какими красками писал эту картину художник?
Дети выбирают карточки соответствующих цветов. (От изумрудно-зеленого до грязно-болотного, блекло-желтый, коричневый, серый, светло-синий, белый). Это ранняя или поздняя осень? (Поздняя). Настроение у картины совсем другое. Какое? (Ответы детей).
А звуками можно нарисовать осенний пейзаж? (Ответы) .В музыке, как и в изобразительном искусстве, существует палитра цветов – это звуки. Она позволяет композитору написать музыкальную картинку. Художник создает картину с помощью красок и кисти, а композитор с помощью звуков и музыкальных инструментов.
У каждого писателя, поэта, композитора, художника своя осень.
Сейчас будет звучать музыка итальянского композитора Антонио Вивальди, которая называется «Осень». Попробуйте определить, какую осень хотел нарисовать звуками композитор, позднюю или золотую? Какую картину мы поставим для иллюстрации этой музыки?
Слайд №5. Портрет А. Вивальди
Прослушивание фрагмента А. Вивальди «Осень»
(Ответы детей.)
На мольберте создаем коллективную работу «Краски золотой осени»
А теперь – другое настроение. Послушаем пьесу русского композитора П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь».
Слайд №6. Портрет П. И. Чайковского
П. И. Чайковский, «Октябрь. Осенняя песнь»
Расскажите о ее настроении. Какую картину мы поставим для иллюстрации этой музыки?
На мольберте создаем коллективную работу «Краски поздней осени».
А теперь все согласны, что звуками тоже можно изображать природу и рисовать пейзажи?
Дома попробуйте вспомнить музыку, которую сегодня слушали и нарисовать «Осень» золотую или позднюю,красками, которые вам больше нравятся. А из лучших работ мы устроим выставку.
Дети под музыку покидают зал.