Юлия Макарова
Тахилалия. Ребёнок быстро говорит
▼ Скачать + Заказать документы
Причины тахилалии изучались в связи с тем, что данное нарушение могло служить причиной возникновения заикания.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. ( синоним: тахифразия).
ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ
Причины тахилалии изучались в связи с тем, что данное нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Исследователи считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма, следствием неправильной функции экстрапирамидной системы. Значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием.
Темочки:
ПАТОГЕНЕЗ
Центральным звеном в патогенезе Тахилалия является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. В. М. Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.
Симптоматика.
РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА
Тахилалия характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп речи (вместо 10-12 звуков в секунду произносится 20-30) без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих Тахилалией происходит быстрое восстановление равновесие между внутренней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике Тахилалии интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи, которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.
Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.
При Тахилалии затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью
НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА
Она проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.
У человека с Тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики).моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели).внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной и слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с Тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте появляется разное отношение к дефекту:
1) Одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности.
2) Другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют более поздние формы заикания.
3) Третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения.