Мария Андреева
Сюжетные танцы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ – Д/с «Одуванчик» с. Асыма
Авторское методическое пособие «Сюжетные танцы в детском саду»
Автор: Андреева Мария Васильевна
воспитатель высшей категории
Аннотация.
Данное методическое пособие разработано на основе танцевального кружка «Непоседы». В сборник включены народные, эстрадно - танцевальные композиции для детей дошкольного возраста.
Публикация «Сюжетные танцы в детском саду» размещена в разделах
К каждому танцу дается подробное описание движений и технологически карты танцевальных перестроений. Чтобы облегчить постановку танца, в пособии приводится описание основных танцевальных движений. С помощью этого пособия даже начинающий педагог сможет без труда разучить вместе с детьми танец.
Актуальность
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только само движение, но и его последовательность, что само по себе затруднительно. А если танец имеет сюжет, то дети легче запоминают композицию танца и это положительно влияет на постановку танца
Цель настоящего пособия – помочь руководителям и педагогам хореографических студий (кружков) в организации хореографической работы в детских образовательных учреждениях и широкому кругу любителей танца.
Особенностью сюжетного танца является в содержании ярких и узнаваемых образов, доступные детям по содержанию, близкие по жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению и подсказывающие его.
Список приведенных танцевальных композиций в пособии:
Эстрадные танцы
1. «Цветочная поляна»
2. «Веселые ковбои»
3. Вальс «Нежность»
4. «Фристайл»
5. «Солнечные зайчики»
Народные танцы
1. «Дьиэрэнкэй»
2. «Боотурдар»
3. «Озорные балалаечки»
4. «Восточные красавицы»
ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ
Танец «Цветочная поляна»
Муз. Надежды Макаровой
Участвуют 8 детей; 4 мальчика, 4 девочки.
Атрибут – маленькие ведерки для пчел
Костюм
Описание танца
Девочки по одному с четырех сторон выбегают на сцену и садятся на корточки, делают плавные движения руками «крылья», поворачиваясь налево на право. см. рис 1
Рис 1
Мальчики - пчелы легко бегут на носках по сцене врассыпную, останавливаются позади девочек. Мальчики – пчелы выглядывают из - за цветочков, руки держат за спиной. Девочки – цветочки поворачивают головы направо налево и смотрят на мальчиков. Мальчики – пчелы вдыхают аромат цветов от удовольствия качают головой см. рис 2
Рис 2
Мальчики – пчелы бегут на переднюю часть сцены. Делают вычерпывающие движения воды из ручейка и возвращаются девочкам - цветочкам. Поливают девочек - цветочек из ведерка «водицей». Девочки – цветочки потряхивают от удовольствия головой, и встают на ноги – «вырастают». см. рис 3
Рис 3
Девочки – цветочки раскрывают руки и радуются солнцу. Мальчики – пчелы любуются цветочками и бегают вокруг девочек – цветочков. Мальчики – пчелы предлагают руки. Девочки – цветочки взявшись с пчелками за руки, (положение рук «мельница») кружатся на месте вправо влево.
см рис 4
Рис 4
Девочки танцуют на месте, выполняют полуприседание с поворотами направо и налево. Мальчики – пчелы бегают по залу врассыпную и собирают мед с цветочек. В это время вбегает бабочка и останавливается в центре сцены. Мальчики прячутся за девочками – цветочками. Бабочка стоит и прихорашивается. см рис 5
Рис 5
Мальчики – пчелы выскакивают из – за цветочков и подбегают к бабочке. Держа за руки бабочку с обеих сторон тянут её в свою сторону. см. рис 6
Рис 6
Бабочка отнимает руку и прикрывает рукой лицо «плачет». Мальчики – пчелы держатся за голову и качают головой. Девочки – цветочки прибегают к бабочке и грозят мальчикам указательным пальчиком правой руки. А потом гладят бабочку по головке, успокаивают. см. рис 7
Рис 7
Девочки – цветочки и мальчики – пчелы берутся за руки и бегут по кругу вокруг бабочки.
В конце музыки все взявшись за руки выбегают со сцены. см. рис 8
Рис 8
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Танец «Дьиэрэнкэй»
Муз. Надежды Макаровой.
В танце участвуют парное количество детей.
Костюм
Описание танца
Из правого верхнего угла исполняя движение «дьиэрэнкэй» взявшись за руки выходят пять пар. Последняя пятая пара останавливается в нижнем правом углу. Четвертая пара останавливаются в средней правой стороне чуть ближе к середине. Третья пара в заднем плане сцены по середине. Вторая пара в средней левой стороне чуть ближе к середине. Первая пара В левом нижнем углу не заслоняя вторую пару. см. рис 1
Рис 1
Дети становясь лицом к друг другу и взявшись обеими руками исполняют движение «атах тэпсиитэ» 4р.
Пары взявшись за руки одной рукой поворачиваются спиной к друг другу и исполняют правой ногой движение «кылыынкай» подскоки на одной ноге 4р. На левой ноге 4р. И так по 2р. на каждой ноге. см. рис 2
Рис 2
Девочки исполняют движение «Уна, ханас ерутэ ойоот,дьиэрэнкэйдээн эргийии» Все эти движения исполняют 4р. Мальчики исполняя движение «чохчоохой» собираются в центре сцены. см. рис 3
Рис 3
Мальчики в кругу, продвигаясь по ходу солнца исполняют движение «чохчоохой».
Девочки исполняя движение «дьиэрэнкэй» приближаются к мальчикам и касаясь за правое плечо мальчика кончиками пальцев продвигаются по ходу солнца вместе с мальчиками. Те же движения против часовой стрелки. см. рис 4
Рис 4
Все парами взявшись за руки исполняя движение «дьиэрэнкэй» бегут к середине сцены и стоят в колонне парами. Девочки левую руку, а мальчики правую руку поднимают наверх образуя букву «л». Пары стоящие на переднем плане сцены наклонив голову бегут между парами на задний план сцены спиной к зрителям. Все пары проходят под арками рук. см. рис 5
Рис 5
Все пары взявшись за руки бегут на задний план сцены. см. рис 6
Рис 6
Мальчики исполняя движение «дьиэрэнкэй» стоят на месте. Девочки исполняя движении «дьиэрэнкэй» продвигаются в левый средний ряд сцены и исполняют движение «ерутэ ыстаныы», те же движения в правом нижнем ряду. см. рис 7
Рис 7
Мальчики исполняя движение «дьиэрэнкэй» подбегают к девочкам, и взявшись за руки выходят со сцены. Возвращаются на сцену делают поклон. Мальчики садятся на правое колено правую руку кладут на правое колено, а левую держат за спиной. Девочки отводят правую ногу назад и поднимают руки вверх.
Рис 6
В пособии даны описания позиций и движений в эстрадных танцах.
Положение рук:
Плавные движения рук:
Положение рук в парах
Виды шага
Прыжки на двух ногах
Описания позиций и движений в народных танцах
Поклоны:
Движение «дьиэрэнкэй»
Движение «Атах тэпсии»
Движение «чохчоохой»
Движение «ерутэ ыстаналааьын»
Движение «уна, ханас ерутэ ейеет, дьиэрэнкэйдээн эргийии»
Движение «кылыынкай»
Движение «батаьынан туора маары дайбааьын»
Движение «утаралаьыы»
Структура занятий состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2-3 минуты.
Методические приемы
Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.
Метод показа.
Словесный метод.
Импровизационный метод.
Метод иллюстративной наглядности.
Игровой метод.
Концентрический метод.
Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.
Костюм
Костюм в детской художественной самодеятельности занимает важное место. Он не только украшает танец, помогает раскрыть его содержание, но также играет и познавательную роль.
Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на концертах, детских утренниках, праздниках и на улусных конкурсах. «Полярная Звезда», «Ыллаа – туой, уол о5о», «Карапузики», «Танцует Горный» «Бриллиантовые нотки».
Наличие грамот, дипломов и благодарностей за активное участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.
Литература:
1. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста [Текст]:
пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М. : Айрис –
пресс, 2005. – 128с.
2. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста [Текст]:
пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М. : Айрис –
пресс, 2008. – 112с.
3. Дрожжина, Е. Ю., Снежкова, М. Б. Обучение детей танцам в детском саду // Дошкольное образование. - № 14. - 2011. - С. 9-17.
4. Программа занятий «Якутский народный танец». Попова З. Н., Якутск-1990г.
5. Танцуй детство. М. Н. Румянцева, Якутск-1997г.
6. Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. М. : Наука, 1966.
7. Лукина А. Г. Якутский танец: учебно-методическое пособие / А. Г. Лукина. - Якутск, 1997.
8. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.
9. Гусев Г. П. Методика преподавание народного танца. -М. : 2002.
10. Методическое пособие «Методика хореографического обучения
детей дошкольного возраста и организации хореографической работы
в дошкольном образовательном учреждении» Аида, персональный сайт