Болдырева Светлана
Сюжетно-ролевая игра в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут, но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 минут). По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить-укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова ее кормить. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить-укладывать спать, затем цепочки более продолжительными (готовить обед – кормить – укладывать спать, обогащается содержание игры (готовить обед для куклы – самостоятельно сервировать стол – кормить куклу – укладывать спать под колыбельную). Исследователи отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам. Одна игровая задача может решаться разными способами. Например, воспитатель сообщает: «Наташа, твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу, поставленную перед ребенком, можно решить, показывая или называя игровое действие: «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать, малышу перед укладыванием мишки напоить его молоком, приготовить постель. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется: а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов (листок используется как тарелка, шляпка; кружочек – как монета блюдце); б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением;
Темочки:
в) используется несколько заместителей;
г) используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожком, моет нарисованным мылом).
Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Что будет делать твоя кукла, когда поспит?» и др.
Н. Я. Михаленко одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, персонажами, ролями, развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу. Предполагается использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работ, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.
Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает, создавая определенную ситуацию, притягивающую внимание играющих не неподалеку детей. Постепенно малыши все больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (роль пациента, так и главные (роль доктора, побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленной целей. Прием подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает.
Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прокатывание мячей, тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенку на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие мысль ребенка в направлении самостоятельной игры (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных, игрушки на бытовые темы, природный материал). Воспитатель периодически изменяет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки). Игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми игрушками. Р. И. Жуковская считает, что кукольный уголок – это «не хранилище кукол, «местонахождение» дружной кукольной семьи». Прием одушевления куклы позволяет проникнуться сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Каждая кукла для ребенка имеет свои черты: имя, характер. Это побуждает малыша заботится об игровом уголке, наводить в нем порядок. В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре.
Примерная тематика сюжетных игр ситуаций :
-игры с куклами;
-игры с машинами и другим транспортом;
-игры с игрушечными животными;
-игры со строительным материалом;
-игры в магазин;
-игры в больницу;
- игры в почту;
-игры в деревню;
-игры в парикмахерскую.
Некоторые сюжеты, например, игры «игры с куклами» дети 2-3 лет используют очень часто; другие, например, «игры в мастерскую», ребята только осваивают. В «играх с куклами» игровые действия отражают повседневный опыт ребенка, поэтому такие игры-ситуации имеют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен – здесь имеют место действия под впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед. В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.