Эльвира Ахметьянова
Сюжетно — ролевая игра «Школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми.
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа», «Столовая», «Библиотека», «Поликлиника».
- Формировать мотивационную готовность к школе.
- Формировать позитивное отношение к обучению в школе,
Публикация «Сюжетно — ролевая игра „Школа“» размещена в разделах
- Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события.
2. Развивающие:
- Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).
- Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.
3. Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: беседы о школе (с уточнением профессий, школьных атрибутов, различных помещений с разными функциями, находящихся в школе – библиотека, столовая, спортивный зал, медицинский кабинет, классы); дидактические игры «Назови как в школе», «Что перепутал художник», «Что лежит в портфеле»; рассматривание иллюстраций на школьную тему, беседы по сюжетным картинкам (1 сентября, дети в столовой, дети на уроке, дети на перемене, уточнение школьных терминов); экскурсии в школу; рассматривание книг в библиотеке группы, экскурсия в библиотеку; совместное с детьми сюжетосложение по играм «Школа», «Библиотека», «Столовая», «Поликлиника»; проигрывание сюжетно-ролевых игр в группе с последующим обсуждением и предложениями новых возможных сюжетных линий; изготовление совместно с детьми атрибутики к сюжетно-ролевым играм «Школа», «Библиотека», «Столовая», «Поликлиника».
Игровые роли: директор-воспитатель, учитель математики – 1 ребенок, учитель русского языка – 1 ребенок, учитель чтения – 1 ребенок, учитель физкультуры – 1 ребенок, повара – 2 ребенка, медработник – 1 ребенок, сотрудник библиотеки – 1 ребенок, ученики.
Материалы: колокольчик для подачи звонка; атрибутика для сюжетно-ролевых игр : «Школа» – карандаши, линейки, задания для учеников, тетрадки; бейджик для учителя, указка; «Библиотека» – бейджик для ребенка, исполняющего роль библиотекаря, компьютер, картотека читателей и читательские билеты; «Столовая» – колпаки и халаты для поварят, прихватки, кухня, продукты, столовые приборы, табличка «Столовая»; «Медицинский кабинет» - халат и колпак, медикаменты, абмулаторные и медицинские карты, направления к врачу, стетоскоп, печать, таблицы для определения зрения, табличка «Медицинский кабинет».
Ход игры
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг - друга
Тай, тай налетай
С нами вместе поиграй
Всех принимаем и не обижаем.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Присаживайтесь.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый портфель. Его я обнаружила сегодня у нас в группе. Отгадайте загадку и вы узнаете кому он принадлежит.
Если в школу ты пошел —
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься. (школьник)
Ответы воспитанников : Школьник.
Воспитатель: Этот портфель принадлежит школьнику. В нем лежат предметы, которые нужны школьнику для учебы.
Портфель: «Здравствуйте ребята! Я слышал, что многие из вас скоро в школу пойдут! Я с нетерпением жду этого и мы скоро вместе с вами будем ходить в школу. А сегодня я пришел, чтобы немного познакомиться с вами и посмотреть как вы играете? Вы не против?».
Воспитатель: Ребята, вы согласны?
Ответы воспитанников
Воспитатель (трясет портфель) : «А вы хотите посмотреть, что находиться внутри портфеля?».
Ответы воспитанников
Воспитатель (достает пенал) : Что это? /трясет/ Может кошелек с деньгами?
Ответы воспитанников : Это пенал, где носят карандаши, ручки, ластик, линейку и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, что ещё может лежать в портфеле?.
Ответы воспитанников : Азбука, математика, альбом, дневник, краски, фломастеры…
(воспитатель достает предметы и кладет на стол).
Воспитатель: Какими словами можно объединить все эти предметы?
Ответы воспитанников : «Школьные принадлежности».
Портфель: «Да, это школьные принадлежности, которые необходимы ученику в школе. Они должны лежать всегда в портфеле».
Воспитатель: Если портфель пришел к нам, чтобы познакомиться и посмотреть что мы умеем, я предлагаю, поиграть в сюжетно-ролевую игру – «Школа».
Итак. Для начала, давайте вспомним - что же происходит в школе?
Ответы воспитанников
(Показ иллюстраций картинок о школе. Воспитатель направляет детей к ответам, например, наводящими вопросами).
Воспитатель: «А знаете ли вы, чем отличается детский сад от школы? Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе».
(Чтобы дети не затруднялись с ответами, в предварительную работу включена Д/И «Назови как в школе». Если все же детям не удается вспомнить ответ на тот или иной вопрос, то воспитатель дает подсказку – с какой буквы начинается слово, стараясь не отвечать за детей).
Например: Детский сад – (школа).
в детском саду группа, а в школе (класс).
В саду воспитатель, а в школе (учитель).
Столы – парты.
Дошкольники - школьники.
Заведующая – директор.
Играют – учатся.
Занятие – урок.
Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите «С чего в школе начинается урок?»
Ответы воспитанников. (со звонка).
Воспитатель: Когда заканчивается урок, что начинается?
Ответы воспитанников. (перемена).
Воспитатель: Что делают на перемене?
Ответы воспитанников. (отдыхают, играют, идут в столовую и библиотеку, медпункт).
Воспитатель: Что будет происходить в школьной столовой?
Ответы воспитанников. (Там повара будут готовить для учеников вкусный обед.)
Воспитатель: Что можно приготовить для учеников на обед?
Ответы воспитанников
Не забывайте, что персонал, работающий на кухне, к посетителям обращается вежливо, а ученики не забывают благодарить поваров за вкусную еду.
Воспитатель: Скажите, друзья, а когда учителю или ученику необходимо взять где-либо книгу – куда бы он мог обратиться?
Ответы воспитанников. (школьная библиотека).
Воспитатель: Как мы ведем себя в библиотеке?
Ответы воспитанников. (тихо, спокойно, не шумим, вежливо и т. д.).
Воспитатель: Как можно взять в библиотеке книгу?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Что нам понадобится для этого?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Куда записывают, кто взял книгу и когда?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Для чего нужен в школе медпункт?
Ответы воспитанников. (В медпункт, можно сходить на перемене, если вы вдруг себя почувствовали не очень хорошо.)
Воспитатель: Здорово! Мы повторили все детали. Осталось вспомнить правила игры. Как все участники игры относятся друг к другу?
Ответы воспитанников. (уважительно, вежливо, пытаются договориться) .
Если вы не против, я буду директором школы, одни ребята учителями, а кто будет поварами, медиком, библиотекарем, учениками– эти роли в нашей игре вы выберете себе сами, у меня есть карточки, на которых обозначены профессии, которую вы выберете.
Распределение ролей.
Воспитатель: Я приглашаю вас начать игру «Школа». Портфель поставим у доски, отсюда ему хорошо будет видно всех.
Воспитатель: Утром взрослые собираются на работу, дети в школу. Звенит звонок на урок, учитель выходит за дверь, дети садятся за парты. Входит учитель с журналом в руках. Дети встают/.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Ученики: «Здравствуйте!»
1. Урок математики.
Звонок
2. Урок «Окружающий мир».
Звонок. Дети идут в столовую.
Ученик: Будьте добры, мне булочку и чай.
Повар: Сегодня в нашем меню:
Омлет
Борщ со сметаной
Котлета, рис
Кисель, чай
Выпечка
Что бы вы хотели? Пожалуйста, проходите, садитесь за
свободный стол.
Ученики заказывают обед, едят. Повар приносит заказ.
3. Урок физкультуры.
Проводится физкультминутка
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Звонок
4. Урок «Русского языка».
Звонок. Ученики идут в медпункт на медосмотр
4. Урок «Литературное чтение».
Звонок. Ученики идут в библиотеку.
Воспитатель: Вот и закончились сегодня уроки в школе». Вы молодцы. И мы обязательно продолжим с вами играть.
Портфель: Я убедился, что вы, действительно, умные, сообразительные, добрые и отзывчивые дети. Много знаете о школе. Мне с вами будет интересно!
Воспитатель: Спасибо портфель, что пришел к нам в гости. Я думаю, ребятам было интересна встреча с тобой».
Портфель: В будущем дети учтите:
В портфеле с собою всегда приносите
Все вещи, что в школе бывают нужны.
Вы их никогда забывать не должны!»
До новых встреч!
Заключительная часть.
Подведение итогов, обсуждение игры.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в школу? Правда, все получилось интересно? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?
Ответы воспитанников.
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо всем договаривались. Вы просто молодцы. Думаю в школе вы будете учиться только на 4 и 5». «Всем спасибо. До свидания!»