Екатерина Романова
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовить ребенка к школе — это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе : вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Школа“» размещена в разделах
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствует такая сюжетно-ролевая игра как «Школа». Именно в ней отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубокий по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Надо не только сообщать детям, что такое школа, но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках (об их ответственном отношении к учебе и общественной работе, возбуждая желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как участвуют в труде взрослых.
В результате такой работы расширяется и углубляется содержание игр дошкольников, у них появляются новые игровые замыслы.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители).
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом, и тогда при «школе» устраивается спортивный зал и мастерская, «ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.
Сделают игру интереснее также настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др. Если школьники — частые гости в подготовительной к школе группе, то, выполняя роли учеников в игре, они по ходу ее знакомят ребят с порядками в классе, требованиями учителя. «Ты не подсказывай, а жди, когда тебя вызовут. У нас Татьяна Александровна не спрашивает тех, кто подсказывает. Если хочешь выйти, то надо поднять руку и попросить разрешения»,— говорит Сережа, который с удовольствием играет в школу.
Иногда целесообразно воспитателю самому включиться в игру и через образ, выполнение которого он берет на себя, направить ее развитие, внести что-то новое. Например, воспитатель замечает, что уже очень долго тянется один и тот же урок. Увлеченный «учитель» не замечает скучающих лиц «учеников». Педагог обращается к нему: «Я учительница пения. По времени уже должен быть мой урок. Детей надо отпустить на перемену, а потом будет урок пения». Вопрос решается положительно. Игра оживляется и развивается уже в новом направлении.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают о занятиях в кружках. Довольно часто дети обращаются с просьбами друг к другу: «Алеша, у тебя брат школьник, расскажи, как он учится»; «У Наташи мама учительница, она знает, что надо делать учителю в школе». Отдельные высказывания ребят по ходу игры дополняют знания всех, например: «Учитель должен учить детей, а не ругаться»; «Учитель должен быть умным, чтобы учить других»; «На уроках надо все внимательно слушать, потому что учитель не будет сто раз объяснять»; «Дети в школу ходят, чтобы обо всем узнать и всему научиться».
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам. В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать. Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Выбирая ребенка на роль учителя, дети начинают тщательно взвешивать его возможности и основательно аргументировать свое решение. Например: «Пусть Ира будет учителем, она много знает и умеет хорошо об этом рассказать. Она читает и знает буквы», «Юлю не слушают ученики. Ты, Юля, много ругаешься и уроки проводишь неинтересно», «Алла всегда хочет быть учителем, а учиться в школе не любит. Все учителя раньше в школе учились».
Какие же линии отношений отражают дети в играх в школу? Много внимания уделяется отношению учителя к ученикам (он строгий, знающий, требовательный, но к ученикам внимательный и добрый, отношению учеников к учителю (они выполняют все его требования, относятся к нему с уважением и любовью, обращаются с различными вопросами, отношению родителей к учителю и ученикам (интересуются успехами своего ребенка, советуются с учителем, предъявляют определенные требования к поведению своих детей).
В играх в школу большое воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них. Подражая школьникам, дети эмоционально воспринимают и действенно овладевают нормами поведения, которые лежат в основе взаимоотношений ученика с учителем, учеников между собой. Нормы поведения, обязательные в игре и диктуемые ролью, проявляются и в других видах деятельности (занятия, труд).
Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков».
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят, за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т. д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются с играми, где основные роли выполняют дети. Например, куклы-«ученики» приходят в гости в детский сад или как младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.
По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, развития их творчества меняются изобразительные средства, которыми они пользуются при создании игрового образа в творческих играх. В первых играх «ученики» искажают голос, стараются привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети отвечают: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Они еще плохо представляют себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В дальнейшем главным для «учеников» становится их дисциплинированность, умение правильно ответить и точно выполнить требования «учителя».
Игра принимает новое направление, когда в нее вовлекаются дети младших групп, с которыми старшие — «школьники» проводят занятия, игры, праздники. Дети получают огромное удовлетворение от того, что своим трудом приносят пользу окружающим.
Если у ребят имеются достаточно яркие и полные представления о школе, то тема школы проникает и в другие игры. Например, дети открывают вечернюю школу для моряков на корабле, отдельно устраивают школу для кукол, куда их приводят родители, лечат учеников в больнице, здесь же с больными занимается специальный учитель.
Постепенно игры в школу становятся еще более выразительными, лучше организованными. Дети в течение сорока минут могут заниматься «уроком» чтения, во время которого составляют рассказы по иллюстрациям в книге, вспоминают сюжет сказки по сказочной азбуке, пересказывают знакомые рассказы, причем один — начало, другой — конец или кто-либо называет произведение, а остальные вспоминают его героев и их приключения.
В игре дети не только воспроизводят отдельные действия школьников, учителя, но, что особенно важно, изображают деятельность взрослого и детей, их взаимоотношения во всем разнообразии. Таким образом, для ребят становятся важными не только действия сами по себе, но и взаимоотношения людей в процессе действий, моральная сторона поступков. Так в играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое на первых порах носит еще неустойчивый характер.
В частности, сюжетно-ролевая игра «Школа» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им.
Сюжетно-ролевая игра «Школа»- это одна из форм проявления положительного отношения и интереса к школе. Здесь дети используют знания и умения, закрепляют правила поведения, приобретенные на занятиях. Игра «Школа» не носит характер общего увлечения, но около половины детей 6-7 лет играют в «школу» постоянно как в детском саду, так и дома. Однако игра никогда не заменит учение в плане подготовки к школе. Сюжетно-ролевые игры «Школа» следует рассматривать как деятельность, в процессе которой поддерживается интерес к школе, и ребенок как бы закрепляет то, чему его научили на занятиях. Ролевые игры важны еще и тем, что в них дети учатся культуре отношений, самоорганизации поведения, что облегчает их вхождения в новый коллектив.
Готов к обучению в школе - ребенок, у которого сформировано положительное отношение к школе, который привык думать, решать задачи, искать новые стороны, свойства явлений.