Наталья Плис
Своеобразие развития современных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок отличается от своего сверстника несколько десятилетий назад. Эти изменения не обусловлены самим ребенком или закономерностями его развития, а прежде всего обусловлены радикальными изменениями в жизни, окружающем мире и ожиданиях взрослых.
Социальные трансформации привели к психологическим изменениям. По данным психологов, в настоящее время наблюдаются сдвиги в возрасте возникновения кризисов у детей и подростков. Например, кризис, который ранее проходили дети перед началом школьного обучения, сейчас переживают младшие школьники в возрасте 7-8 лет. Это требует пересмотра методов обучения в начальной школе. Пубертатный кризис у девочек наступает на несколько лет позже, чем ранее, а у мальчиков - на четыре года.
Публикация «Своеобразие развития современных детей» размещена в разделах
В современном постиндустриальном информационном обществе дети вырастают и развиваются под влиянием новейших технологий. С самого младенчества им доступны современные высокотехнологичные достижения, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, музейные экспозиции, рекламные ролики и актуальные фильмы - все это окружает новое поколение. Педагоги дошкольных учреждений описывают современных детей как развитых, любознательных, умных, эрудированных, свободных, импульсивных, многогранных личностей. Одновременно с этим они могут быть капризными, плаксивыми, драчливыми или агрессивными, так как также влияние оказывает и телевидение. Важно помнить, что дети сегодняшнего дня требуют особого внимания и поддержки в их развитии, чтобы они могли успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Современные дети обладают широким кругозором: они интересуются "взрослыми" темами, следят за сериалами, разбираются в новейших технологиях. Однако, высокий уровень информированности не всегда сопровождается соответствующим развитием мышления и умственных способностей. Некоторые дети сталкиваются с задержками в психическом и речевом развитии из-за проблем со здоровьем. Большинство детей в возрасте 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Дошкольники могут много говорить, но при этом испытывать трудности с речью. Педагоги выражают озабоченность по этому поводу.
Иногда самые низкие результаты в выполнении образовательных программ относятся к разделу "Развитие речи". Проблемы возникают не только с "Связной речью", но и с расширением словарного запаса. Повышение информированности у детей не всегда приводит к увеличению их словарного запаса. Эта ситуация напоминает о проблеме, описанной в одном из старых учебников по детской психологии, где ребенок может обсуждать теорию ядра под влиянием родителей, но не в состоянии выполнить даже самые простые речевые инструкции от учителя.
Наблюдения за детьми в детских садах показывают отсутствие "середнячков", дети делятся на успевающих и неуспевающих. Необходимо проверить данную закономерность на большей выборке. Современные дети часто не могут сконцентрироваться на занятии, рассеяны и находятся в постоянном движении.
Дети гиперактивны и имеют проблемы с концентрацией внимания из-за «клипового сознания», формированного рекламой и медиа. Фильмы и концерты для детей часто характеризуются прерывистостью и быстрыми сменами сюжетов, требуя от них удерживать в памяти много информации.
Современные дети мало фантазируют из-за желания получить быстрый результат кнопкой. Хотя они хорошо разбираются в технике, их творческие способности остаются на уровне прошлых поколений. Образовательное пространство предлагает родителям много возможностей для развития способностей детей.
Родители часто не понимают потребности детей, что вредит их развитию. Современные дети мало времени проводят на улице и играют с другими детьми, что искажает их игровую культуру и личностное развитие.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6- 7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат - снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков возникают размышления о необходимости сюжетно-роле- вой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, ученые называют ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог - «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не же-лающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.
Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей :
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
- уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
- значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- рост «экранной» зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;
- астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация, проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.
Основная проблема современного дошкольника - это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает свое воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Важно знать, что ребенок дошкольного возраста познает мир лишь в своем непосредственном отношении к нему через чувствование и осмысление того, что он любит, что ему близко, комфортно, дорого, любимо, приятно, знакомо, понятно и т. д. В этом суть познания себя в этом мире: кто я, какой, что люблю, принимаю, что знаю, что вызывает у меня чувство радости, удивления, восторга, и, напротив, что я не люблю, не знаю, что мне не нравится.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В детском саду должны быть не только соблюдены санитарно- гигиенические нормы и требования пожарной безопасности, но и обеспечена психологическая защищенность ребенка (например, неосторожное слово взрослого или других детей может очень больно ранить ребенка).
Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.
Родителям, осознающим своеобразие ситуации развития ребенка в современном мире, помогут знания о возрастных особенностях, свойственных детям каждого возраста. Ориентация на них поможет заинтересованным взрослым в воспитании и понимании детей, в организации сотрудничества со специалистами, ведь наша общая задача – подготовить детей к школе и адаптации «в этом безумном, безумном, безумном, безумном мире».