Анастасия Димитрина
Консультация «Связная речь: диалогическая и монологическая»
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь : диалогическая и монологическая
• Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание
Виды:
• Диалогическая
• монологическая
• Диалогические умения
1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета.
3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умения общаться для планирования совместных действий
Публикация «Консультация „Связная речь: диалогическая и монологическая“» размещена в разделах
5. Неречевые умения – уместное использование мимики, жестов.
Коммуникативные умения
Информационно-коммуникативные: Умение обмениваться информацией:
– рассказать о том, что и как надо делать,
– поделиться своим замыслом,
– предложить план будущей игры,
– выслушать и понять предложения других участников взаимодействия
Регуляционно-коммуникативные: 1. В процессе коллективного обсуждения договариваться о едином содержании и плане действий:
– распределении ролей
– использовании атрибутов
2. Умения помогать партнёру и самому принимать помощь
3. Умение решать конфликты адекватными способами
Аффективно-коммуникативные: Умение понимать партнёра по общению
– Умение понимать настроение, эмоции партнёра, степень понимания и принятия информации
– Умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание по отношению к партнёрам
практическое овладение нормами речи
предполагает воспитание культуры речевого общения:
познакомить детей с различными видами этикета:
- этикетом приветствия,
- знакомства,
- гостевым этикетом,
- этикетом непосредственного и телефонного общения,
- этикетом убеждения и спора,
- этикетом общения в сложных жизненных ситуациях
СВЯЗНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ : СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С 2-3 лет
Продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога; побуждает детей проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимать её содержание; педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира
СВЯЗНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ : СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ
Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета. Педагог формирует умения у детей использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться, развивает у детей умения отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
СВЯЗНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ : СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С 4-5 лет
Закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы.
Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе. Использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с незнакомыми людьми, при встрече гостей. Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступить, поддержать и завершить общение). Формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, элементы объяснительной речи при разрешении конфликтов, закрепляет у детей умения использовать в речи вариативные формы приветствия; прощания; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарности, обиды, жалобы, формирует у детей навыки обращаться к сверстнику по имени, к взрослому - по имени и отчеству.
Закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно). Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов. Продолжать формировать у детей умение использовать разнообразные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на "вы", называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых. Развивать коммуникативно-речевые умения.
СВЯЗНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ : СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ
Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения. Педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия
• Для активизации и развития общения со сверстниками важно максимально использовать подгрупповые формы взаимодействия детей во всех видах детской деятельности и стимулирование коллективного обсуждения и совместного принятия решений.
Методы и приё мы:
• разговоры с детьми
• беседа - целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему
• сценарии активизирующего общения
• различные виды игр (театрализованные, дидактические, подвижные)
• специально организованные образовательные ситуации «Добрые приветствия», «Ожидание новой встречи»
• ситуации общения (специально проектируемые и спонтанно возникающие) «Улыбка», «Рукопожатие»
• технологии группового взаимодействия при организации исследовательской и проектной деятельности детей.
Виды бесед с детьми
Беседы как методические приемы
Беседы с детьми по поводу какой-
либо деятельности:
• предварительные;
• заключительные;
• сопровождающие (рассматривание картин, проведение наблюдений и т. п.);
• воспроизводящие
Беседы как метод обучения или воспитания детей
Обобщающие (итоговые)
беседы