Елена Ларина
Конспект занятия «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье», «физическая культура».
Цель: познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
Образовательные:
– развивать интерес к народной культуре и ее истокам; к национальному своеобразию;
– способствовать формированию понятия «доброта»;
– формировать эмоциональное отношение к действительности как основе развития нравственных чувств;
– вызвать желание совершать добрые поступки, помогать другим;
Публикация «Конспект занятия „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
– учить выражать свои мысли о добрых поступках, рассуждать;
– закреплять умение предварительно обдумывать последовательность своих действий;
– совершенствовать навыки работы с различными материалами;
– продолжать учить детей изготавливать игрушки с применением шаблона, пользоваться рисунками в качестве образцов;
– совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
– развивать потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками, знаниями;
– развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
– развивать творческое воображение;
– развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
– развивать художественный вкус.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к народным праздникам и обычаям, вызвать желание совершать добрые поступки, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивая;
– воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к людям.
Предварительная работа:
– чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова);
– сказка «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова);
– беседа по пословицам о добре;
– коллективная творческая работа – Дерево доброты;
– лепка цыпленка;
– роспись пасхальных яиц;
– слушание в записи колокольного звона;
– экскурсия в часовню;
– рассматривание иллюстраций о празднике Пасха.
Словарь: пасха, кулич, свеча.
Методы:
– создание ситуации занимательности познавательной игры;
– метод контроля и самоконтроля;
– беседа;
– художественное слово;
– практическая деятельность;
– демонстрация наглядных пособий;
– игра;
– элементы ТРИЗ.
Дети входят в группу, здороваются с гостями. Говорю им: «Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета – всем с утра дарить приветы. Солнцу красному – привет, небу ясному – привет, люди, взрослые и малыши, всем привет от всей души.
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте станем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам и ладошкам переходит доброта. Дети открывают глаза, показываю им зажженную свечу.
- Посмотрите, какая искорка зажглась от ваших сердец. Пусть она сопровождает вас все время. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и прекрасного настроения. И разговор наш пойдет о доброте.
- Как вы думаете, что такое доброта? А можно ли доброту потрогать, увидеть? У нее есть запах, вкус? Легко ли быть добрым?
Стихи:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем на помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество в сердце
У многих живет,
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта.
Послушайте высказывания великих людей о доброте. Л,Н. Толстой: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все положительное, хорошее, полезное».
- А как вы думаете, каких людей называют добрыми? Давайте заглянем в словарь: добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый; добрый – это человек, который несет благо, благополучие.
Предлагаю детям поиграть в игру «Наоборот» :
Злой – Добрый;
Грубый – Ласковый;
Отнять – Отдать;
Поругать – Похвалить;
Ленивый – Трудолюбивый;
Жадный – Щедрый;
Обидеть – Защитить;
Грустный – Веселый;
Сломать – Починить;
Трусливый – Храбрый.
Предлагаю детям посмотреть на предметы: цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастеры, зернышки.
- А можно ли с помощью этих предметов совершить добрый поступок? Дети предлагают свои варианты.
- Ребята, доброта – человеческое качество. Знаете, а добро бывает разным. Одно добро – это сокровища – книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?
- Дети: каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду и, конечно, всех любить.
- Ребята, а что может быть добрым? (добрые глаза, добрая улыбка, добрый взгляд, доброе рукопожатие).
- А какому человеку легче жить на свете, доброму или злому? Дети делают вывод, аргументируя свой выбор.
Показываю детям красивую коробку. Что же там интересного? Раскрываем, а там лежат слова из пословиц. Собираем, читаем эти пословицы.
- Люди издавна стремились к добру и ненавидели зло, и эти мысли они отразили в пословицах и поговорках:
«Добрые дела красят человека»
«Добрый человек несет мир»
«Свет не без добрых людей»
А какой праздник отмечают люди весной? Почему его отмечают в это время?
Беседу сопровождаю показом слайдов.
- Почему его отмечают весной?
- Праздник Пасхи – это праздник победы жизни над смертью, торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом. Это праздник, когда добро побеждает зло (показываю детям слайды).
- Что готовили к Пасхе люди? Люди готовили особую еду: пекли куличи, делали творожную пасху, красили яйца (показываю слайды).
- Чем были крашеные яйца на Руси? (Символом жизни). Пасхальные яйца считались чудесными, волшебными. Их расписывали и простые люди, и мастера, и даже ювелиры. Они делали яйца из золота и драгоценных камней (показ слайдов). Их делали и из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева.
Все неделю звонили колокола и каждый человек мог в них позвонить, поднявшись на колокольню (показ слайдов). Предлагаю детям послушать колокольный звон (дети сидят на ковре).
- А какие обычаи существовали на Руси, связанные с яйцом (в фундамент строящегося дома всегда закладывали яйцо – на прочность, новорожденному жеребенку крестьяне проводили по спине яичком – чтобы жеребенок рос сильным и здоровым. Перед севом существовала традиция раскрашивать яички в борозды – на хороший урожай. Очень давно девочки натирали яйцом крашеным лицо, чтобы быть красивыми.
- На Пасху люди ходили друг к другу и дарили друг другу яйца и другие подарки.
- Ребята, а вы любите подарки?
- Как вы думаете, зачем люди делают друг другу подарки?
Вот и мы сегодня с вами изготовим пасхальный подарок – сувенирное яйцо. Предлагаю детям определиться, кто какой техникой будет выполнять. После беседы делаем пальчиковую гимнастику «Помощники». По мере изготовления детьми сувенира обращаю внимание на то, что надо выполнять аккуратно.
«Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла».
- Давайте станем тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им радость, счастье, тепло и сами станем от того счастливее:
«Пусть будет в доме мир,
А в сердце счастье,
Пусть сбудутся заветные мечты
Пусть будет ваша жизнь всегда прекрасна,
Полна любви, добра и красоты!»