Оксана Михалева
Сущность понятия «наблюдение» и его влияние на образы природы в рисовании детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность понятия «наблюдение» и его влияние на образы природы в рисовании детей 5-6 лет
Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира, это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания и опыт ребенка.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подчеркивается значимость создания условий для исследовательской деятельности дошкольников. Так, в пункте 1.2 указывается, что «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, в том числе, в форме художественной деятельности»; а в пункте 4.6 указывается, что одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок.. проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности».
Наблюдательность - способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Наблюдательный человек видит больше, поминает глубже, так как улавливает мало заметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий.
Рисование в дошкольном возрасте как изобразительная, деятельность развивается постепенно, проходя этапы, связанные с развитием различных психических процессов и сторон личности, в том числе и воображение.
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве.
Воображение необходимо при наблюдении, вместе с тем оно может быть источником субъективности восприятия. Как известно, ребенок дошкольного возраста, утверждая, что видел в лесу то, чего не мог видеть (так называемая детская ложь, проявляет некультивированное воображение. А. Г. Ковалев считает, что дети нередко смешивают действительное с воображаемым.
Главная задача воспитателя - научить детей видеть мир, т. е. развивать в них наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, а так же умение сознавать увиденное.
Е. А. Флерина отмечает, что необходимо систематическое общее развитие наблюдательности и обогащение внутреннего мира ребенка. При этом важно придавать значение развитию внимания к выразительной форме, к симметрии, ритму, красивому сочетанию красок, движению и т. д. На прогулках и экскурсиях необходимо создавать условия для активного восприятия. Побегав в лесу, наигравшись, дети более внимательно и спокойно могут наблюдать красоту природы, делиться впечатлениями и в последующем отобразить это на листе бумаги.
Важную роль в развитии детской наблюдательности имеют домашние задания: запомнить, что красивое они видят по дороге домой или дома, хорошенько рассмотреть свой дом или участок детского сада. Это заинтересует детей, и они с удовольствием будут рассказывать, что видели красивого.
Таким образом, может быть проявлена забота о развитии детской наблюдательности и обогащении детей эстетическими впечатлениями, из которых возможно в последующем черпать материал для творческой работы не только по рисованию, но и лепке.
Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, по мнению Б. М. Теплова, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.
Как писала В. Б. Косминская, восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура – умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.
Необходимым условием организации восприятий, по мнению В. Б. Косминской, является также включение в восприятие эстетических чувств. Иногда в практике встречаются случаи, когда воспитатели считают, что только первичное наблюдение предмета или явления должно быть наиболее интересно, эмоционально подано, а при повторных наблюдениях ставятся узкие познавательные цели. Это неверно, так как развитие эстетических чувств также требует упражнения, иначе они не будут глубокими, а это скажется на проведении занятий по изобразительной деятельности. У детей не будет заинтересованности, особого эмоционального настроя.
Н. Б. Халезова, считает, что большое значение в организации восприятий имеет включение в восприятие активной детской деятельности. Действия детей в разных формах должны быть предусмотрены при каждом восприятии, причем в эту активную деятельность должны быть включены различные анализаторы.
Например, при восприятии цветущего луга недостаточно только издали полюбоваться им, хотя и это тоже необходимо. Чтобы полностью осознать и почувствовать его красоту, дети должны побегать по лугу, нарвать букет цветов, спеть песню или поводить хоровод. Все это воспитатель учитывает во время занятий. «Вспомните, ребята, каким большим и красивым был луг, как весело мы бегали. Эти цветы, которые стоят сейчас в красивой вазе, вы нарвали сами. А помните, из травы были видны только головки цветов. Нарисуйте этот чудесный луг», – говорит воспитатель, обращаясь к детям.
Для активизации восприятий надо придавать действиям там, где это уместно, игровой характер. Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций усиливает познавательный процесс. Большое значение в проведении наблюдений имеет слово воспитателя и речь самих детей.
Образы объектов окружающего мира возникают у ребенка при непосредственном воздействии в данный момент объектов на органы чувств. Нельзя понять процесс развития изображения в детском рисунке, если не разобраться в той роли, которая принадлежит в нем восприятию.
Такие авторы, как Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко убедительно показывают, что изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, в результате специального целенаправленного его восприятия. От характера восприятия зависит и качество тех представлений, которые ложатся в основу рисунка.
В восприятии отражаются отдельные стороны предмета – форма. Несмотря на то, что зрительное восприятие осознается как мгновенное, оно представляет собой процесс, протекающий во времени. Происходит соединение восприятия отдельных сторон предмета в единый образ – сенсорное ассоциирование. Этот процесс может иметь различный характер: идти от целого к частям и от частей к целому. При этом участвуют процессы и анализа (выделение свойств) предмета и синтеза (обобщение этих свойств). Говоря о детском восприятии в связи с рисованием, ряд авторов (К. Риччи, В. Штерн, К. Бюллеридр.) указывали на то, что ребенка привлекают в первую очередь несущественные свойства, незначительные признаки предметов.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Впечатления от природы, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь, и будут влиять на будущее отношение человека к природе. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что, рассматривая цветок или отдельно лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать важную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, которое является источником и сутью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека. Красота и многообразие природы влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Описывая тот или иной объект природы, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рисунках, рассказах. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества, развивается память. Е. И. Тихеева утверждает, что представление о предмете, его свойствах должно предшествовать слову.
Интересный опыт использования наблюдений на прогулках представлен в работах Л. М. Маневцевой, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, где для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: вопросы, обследование, сравнивание объектов и т. д.
А. П. Усова писала, что у дошкольников могут образовываться два вида представлений: одни формируются стихийно, в результате собственного опыта, другие складываются целенаправленно, под руководством педагогов.
С именами многих русских педагогов, ученых тесно связано становление в дошкольных учреждениях такого направления, как ознакомление с окружающим миром, природой. Так, И. Г. Песталоцци отмечал, что природа - это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». К. Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею. В. А. Сухомлинский видел большие возможности эстетического развития. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчиво» относиться к природе. Это неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу». Е. Н. Водовозова отмечала, что именно наблюдение «создает правильное понимание природы, пробуждает живую мысль, вызывает интерес и любознательность у дошкольников».
С давних пор природа служит для человека неиссякаемым источником в области изобразительной деятельности. Результатами наблюдений за природой являются детские рисунки, которые способствуют уточнению и закреплению знаний об объектах и явлениях природы. Для того чтобы дети правильно отображали в своих рисунках образы и явления природы, требуется организовывать и направлять процесс восприятия ими природы.
Формирование у детей 4--6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности представлено в программе Т. А. Копцевой «Природа и художник». Автор предлагает средствами изобразительного искусства решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
В программе эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т. С. Комаровой рассматриваются задачи воспитания и развития детей средствами природы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что авторы указывают на разные педагогические условия, но акцента на организацию наблюдения для повышения выразительности образов природы в рисунках дошкольников не делают.