Елена Курносова
Су-джок-терапия для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: “Для развития мелкой моторики рук”. Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Публикация «Су-джок-терапия для детей раннего возраста» размещена в разделах
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одним из наиболее эффективных методов нетрадиционного воздействия для коррекции речи у детей дошкольного возраста является СуДжок терапия, которая развивает мелкую моторику рук, праксис рук, тактильную чувствительность и, соответственно, гностические способности, повышает тонус мышц пальцев и энергетический уровень всего организма. Все эти процессы положительно сказываются на развитии отдельных зон центральной нервной системы, в том числе речевых центров, что приводит к эффективной коррекции речевых нарушений
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия
Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе воспитателя является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, они легко растягиваются, можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.
Овладеть техникой массажа может любой: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
Формы работы с Су-Джок - самые разнообразные:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Рассмотрим подробнее приё мы работы с шариком:
• удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки
• сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.
• каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки.
• надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
• сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.
• захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола.
• вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки
• прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.
• круговые движения шарика между ладонями
• перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
• вращение шарика кончиками пальцев,
• сжимание шарика между ладонями,
• сжимание и передача из руки в руку,
• подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т. д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Вот некоторые варианты работы массажа с шариком:
«Детки».
Поочерёдно одевают кольцо на пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно катать шарик по пальцам, начиная с большого.
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Раскачивать зажатый в кулачке шарик вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.
«Мальчик-пальчик»
- Мальчик-пальчик,
Где ты был (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).
«Осень»
Дождик, дождик озорной,
Поиграть пришёл со мной.
Капли весело стучат (Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке)
Кап-кап-кап.
Листья кружатся, летят, (Катаем мяч между ладонями)
С ветром поиграть хотят.
Осень в гости к нам пришла. (Энергично сжимаем мяч обеими руками)
Непогоду привела.