Алейникова Елена Алексеевна
Студийно-кружковая работа «Говорушки» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Студийно- кружковая работа «Говорушки»
в младшей группе.
Воспитатели младшей группы
МДОУ «Детский сад №4» г. Саратов:
Алейникова Е. А.
Цель программы студийно- кружковой работы "Говорушки" : формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Актуальность студийно- кружковой работы.
Публикация «Студийно-кружковая работа „Говорушки“ в младшей группе» размещена в разделах
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, мы выбрали тему своего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».
Задачи студийно- кружковой работы «Говорушки» :
Обучающие:
• Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей. 3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6. Учить подражать движениям взрослых.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 2. Развивать интерес к народному творчеству. 3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей. 4. Развивать внимание, зрительное восприятие. 5. Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2. Воспитывать любовь ко всему живому.
Методы проведения студийно- кружковой работы :
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, тексты пальчиковых игр). 2. Наглядный - показ действий. 3. Действия руками ребёнка. 4. Самостоятельные действия ребёнка.
Занятия студийно- кружковой работы проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый).
Ожидаемый результат:
1. Обогащение активного и пассивного словаря детей; 2. Знакомство детей с фольклором; 3. Освоение детьми невербальных средств общения; 4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других; 5. Уверенность в себе, преодоление робости; 6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм. 7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.
Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич
2) «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина; 3) «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко; 4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов; 5) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.
Программа студийно- кружковой работы «Говорушки» в младшей группе.
Месяц Тема Задачи
октябрь Пальчиковая игра «Осенние листья» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Засолка капусты» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка «Здравствуйте» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
ноябрь Пальчиковая игра «Насекомые»
Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Ладушки- ладошки» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка «Кот на печку пошел» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Сидит белка на тележке» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
декабрь
Пальчиковая игра «Зима» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Зимняя прогулка» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Коготки» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Ножки-ножки, где вы были?» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
январь Пальчиковая игра «Замок» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Я на дудочке играю»
Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка «Мыши» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
февраль Пальчиковая игра «Как живешь?» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Червячки» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка «Оладушка» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Петушок» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
март Пальчиковая игра «Про кошку» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Мышка мыла лапку»
Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка «Водичка, водичка»
Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Пошел котик на торжок»
Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
апрель Пальчиковая игра «Игрушки»
Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Паучок»
Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра «Компот» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка
«Киска, киска, киска-брысь!»
Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Солнышко-ведрышко»
Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
май Пальчиковая игра
«Помощники» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Пальчиковая игра
«Дружба» Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Совершенствовать память, внимание,
умение согласовывать движения и речь.
Потешка
«Как у котика усы» Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
Потешка «Дождик, дождик, веселей»
Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания. Развивать речевой слух, побуждая детей чётко и правильно произносить звуки.
К концу года дети младшей группы по развитию речи должны уметь:
1. Развитие связной речи (пересказ) :
Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи,
пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
-внимательно слушать небольшое по объему произведение, отвечать на вопросы педагога по содержанию;
-пересказывать короткие сказки и рассказы, выразительно передавать диалог персонажей;
- уметь драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
-слушать и замечать несоответствия текста в пересказах других детей
2. Развитие связной речи (рассказывание) :
-активно участвовать в беседе; понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
-строить высказывания описательного и повествовательного типа;
-составлять рассказы по одной картине;
- включать в свое повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа;
-описывать предмет, картину (по образцу педагога);
-составлять описание или повествование из 3-4 предложений
3. Ознакомление с художественной литературой (чтение) :
- иметь интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, желания отвечать на вопросы;
-слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказывание художественного произведения педагогом;
-иметь целостное представление об особенностях художественной литературы: жанры (проза, поэзия,композиция, простейшие элементы образности языка;
-следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия, а затем без него, передавать словами, действиями, жестами содержание произведения;
-понимать и оценивать характеры и поступки героев, образное содержание и идею произведения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;
-узнавать героев литературных произведений, их действия при многократном чтении и рассказывании, в иллюстрациях знакомых и незнакомых книг, игрушках;
-соотносить содержание произведений с личным опытом, повседневной жизнью и окружением;
4. Ознакомление с художественной литературой (заучивание)
-иметь желание запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественной интонацией;
-эмоционально реагировать на содержание произведения, отвечать на вопросы;
-понимать значение образных слов и выражений, подбирать определения, сравнения к заданном слову
5. Формирование словаря
-употреблять в речи название предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены;
-использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
-употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый);
-понимать и употреблять слова антонимы;
-образовывать новые слова по аналогии со знакомыми (сахарница-сухарница)
6. Грамматический строй речи
-согласовывать слова в предложении;
-употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
-правильно использовать предлоги в речи