Александрова Светлана
Строевые упражнения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Публикация «Строевые упражнения в ДОУ» размещена в разделах
Строевые упражнения - совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, удобном и целесообразном размещении занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Первое значение – это подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера, вызывающие достаточно высокую физическую нагрузку. Иначе говоря, здесь идет постепенное и умеренное разогревание мышц.
Второе значение – эти упражнения содействуют развитию внимания, чувству ритма, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, повышения дисциплины. То есть, строевые упражнения несут организационную функцию: дают возможность воспитателю управлять группой детей с большим разнообразием их физической подготовленности, уровнем интеллектуального развития, собранности, воспитанности и многих других индивидуальных особенностей.
Третье значение – это содействие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия. У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навыки правильной осанки, т. е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех органов и систем организма, она во многом зависит от развития костно- мышечной системы. Но правильная осанка — это навык, который необходимо своевременно формировать. Вместе с этим строевые упражнения способствуют развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, подтянутости – то есть, формируют некоторые физические качества.
Четвертое значение – дошкольники усваивают такие понятия, как: колонны, шеренги, круг, повороты, смыкания и размыкания. Дети участвуют в различных построениях и перестроениях, демонстрируя доступные им плавность, координированность, четкость коллективных действий, особенно когда вводится музыкальное сопровождение. Все это вызывает у детей эстетические эмоции, развивает вкус, любовь к движению и эмоционально-эстетическое удовлетворение.
Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».
Со второй младшей группы детей приучают строиться (с помощью воспитателя) -- в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т. д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.
В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.
В старших группах ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и свободно поворачиваться по команде.
Методика руководства строевыми упражнениями должна учитывать готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности и стимулировать самостоятельность действий.
Вывод. Строевые упражнения являются средством воспитания организованности, дисциплинированности, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, ориентировке в пространстве, формирования правильной красивой осанки и походки, развития эстетических чувств и эмоций.