Малышева Ника Эдуардовна
Эмоциональное выгорание у педагогов
Эмоциональное выгорание. Причины и факторы выгорания у педагогов
Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
Публикация «Эмоциональное выгорание у педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2020
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).
В конце XX века интерес исследователей привлек вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми, который назвали феноменом «эмоционального выгорания».
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере (7).
По определению Филина С., Форманюк Т. В. эмоциональное выгорание - состояние человека, вызванное работой, характеризующееся психическим, физическим и эмоциональным истощением состояние человека, вызванное работой, характеризующееся психическим, физическим и эмоциональным истощением (29).
Первоначально эмоциональное выгорание было определено как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Pelman, Hartman обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и (или) физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное истощение :
• ощущение эмоционального перенапряжения;
• чувство опустошённости;
• исчерпанность собственных ресурсов.
Деперсонализация:
• возникновение равнодушного и негативного отношения к людям;
• формальность контактов.
Сниженная рабочая продуктивность:
• снижение самооценки своей компетентности;
• недовольство собой;
• негативное отношение к себе.
Джексон С. и Маслач К. к наиболее характерным проявлениям синдрома выгорания относят :
• чувство эмоционального истощения или изнеможения;
• невозможность работать с полной отдачей сил;
• дегуманизацию, негативизм по отношению в зависимым людям;
• негативное самовосприятие в профессиональном плане (редуцирование личных достижений).
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Каждому этапу характерны отдельные признаки, или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.
1. Фаза «Нервное (тревожное) напряжение» – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
• симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» - проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или совсем не устранимы;
• симптом «неудовлетворенности собой» - в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, энергетика направляется на себя;
• симптом «загнанности в клетку» - возникает, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, у человека возникает чувство безысходности;
• симптом «тревоги и депрессии» - чувство неудовлетворенности работой и собой порождают энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Это крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
2. Фаза «Резистенция (сопротивление)» – человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений.
Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
• симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» проявляется в эмоциональной черствости, неучтивости, равнодушии;
• симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» проявляется в возникшей потребности в самооправдании, когда человек не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, защищает свою стратегию;
• симптом «расширения сферы экономии эмоций», когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми, человек перенасыщен человеческими контактами, переживает симптом «отравления людьми»;
• симптом «редукция профессиональных обязанностей» проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
3. Фаза истощение – ослабление психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса :
• симптом «эмоционального дефицита» возникает, когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют данный симптом;
• симптом «эмоциональной отстраненности» - личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности;
• симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» - отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности;
• симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» - симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на психосоматический уровень свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом, организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
Согласно данным психологических исследований чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет, как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального вгыорания является невысокой. У профессионалов со стажем более 10 лет уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. В период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22 %.
Анализируя работы ученых Х. Фрейденберга, А. Пайнса, Б. Пельмана, Е. Хартмана и др. можно выделить симптомы профессионального выгорания :
Психофизические симптомы:
• чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связке изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и все возможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
По мнению Форманюк Т. В. (1994) к трем основным факторам, играющим существенную роль в «выгорании», относят следующие факторы: личностный, статусно-ролевой и профессионально-организационный.
Анализируя работы Роджерса Д., Добсона С. Метц, Перлмана и Хартман, Водопьяновой Н. Е. и др. выявлено, что к личностным факторам риска выгорания относятся :
• склонность к интроверсии;
• реактивность – характеристика темперамента, проявляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования;
• низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
• жесткость и авторитарность по отношению к другим;
• низкий уровень самооценки и самоуважения.
Статусно-ролевые факторы риска включают:
• ролевой конфликт;
• неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
• низкий социальный статус;
• ролевые поведенческие стереотипы;
• отверженность в референтной группе;
Профессионально-организационные (корпоративные) факторы риска – это те переменные, которые ведут к высокому уровню организационного стресса:
• продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки в ситуациях напряженного делового общения;
• неудовлетворенность психологической атмосферой в организации;
• несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации;
• негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организационная культура;
• межличностные конфликты;
• дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки;
• жесткий контроль;
• отстраненность от принятия решений.
Профессиональными факторами выгорания являются :
• высокая насыщенность рабочего дня общением;
• большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов;
• высокая ответственность за результат общения;
• определенная зависимость от партнеров по общению;
• конфликтные или напряженные ситуации общения;
• необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;
• высокие требования к самоконтролю.
Таким образом, факторов, способствующих проявлению выгорания достаточно много, поэтому при организации профессиональной деятельности педагогов, необходимо учитывать влияние статусно-ролевых, профессионально-организационных и личностных факторов. В процессе длительной работы человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение, эмоциональное истощение, появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепции, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, иногда и собственной жизни.