Зарвигорова Светлана
Опыт работы «Вторая жизнь предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вторая жизнь предметов»
Каждый ребёнок – это отдельный мир со своим сводом законов.
Помочь ребенку в обретение самого себя, в мире и мира в себе – наша основная взрослая задача. Ребенок постоянно изобретает, фантазирует. Способность одушевлять своей фантазией неодушевленный мир, как бы сама диктует воспитателю метод обучения. С любыми предметами, что ни задумаешь, можно сделать всё : скомбинировать из разных материалов, оклеить, выгнуть и многое другое.
Публикация «Опыт работы „Вторая жизнь предметов“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Занятия по развитию творческого воображения освобождает детей от психической инерции, раскрепощает их, внушает уверенность в своих силах. В различных видах труда детей дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшей профессии. Работа с природным материалом таит в себе больше возможностей сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формированию первых трудовых навыков.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. В развитии творческого воображения важно научить анализировать природный материал – как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.
Собирая ветки, корни, сучки по конфигурации что-то напоминающие, затем дети решали проблему как создать образ, какими способами (использование нового материала или изменением пространственного положения). Затем перешли к сюжетному конструированию используя различную тематику – это делало процесс создания эмоциональным и значимым для детей. Интересными эти занятия были во взаимосвязи с игрой-драматизацией, изобразительной деятельностью, сочинением смешных и грустных историй, создание у детей установки на самостоятельный поиск природного материала (во время экскурсий, походов, поездок на природу) – при этом моя позиция «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребёнка, в случае необходимости помочь, подсказать).
Особое внимание во время выходов на природу уделялось экспериментированию с природным материалом. Это делалось с целью выяснения свойств найденного нами природного материала: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться, закручивается, мягкий или твердый, шершавый или гладкий, колючий, изменяет ли цвет при разном освещении (мох на солнце изумрудный, светло-зеленый, а в тени темный, почти синий) и т. д. Это расширяет ассоциации детей, что приводит к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов. Вся эта работа с детьми дает возможность развивать у детей воображение, творческое конструирование, а также бережное отношение к природе, экологической культуре и оказывает большое влияние на развитие речи детей.
Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.
Гуляя на улице или посещая занятия по экологическому воспитанию, дети любят наблюдать за объектами живой природы. Полученные знания помогают детям развивать творческие способности на занятиях трудовой деятельности. Встречи с природой расширяют представления детей о мире и природе, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из различных материалов.
Однажды осенью гуляя на участке детского сада, дети увидели божью коровку, которую сразу же захотели взять с собой в помещение на зимовку. Обсуждая данную ситуацию, мы пришли к единому мнению, что жучку будет лучше оставаться в своей естественной среде обитания. Но в память о нашей находке решили сделать игрушечных божьих коровок из бисера. Через некоторое время нашу комнату заселили красно – чёрные жуки.
Разговаривая с детьми о скопление полиэтиленовых пакетов вокруг нас и их роли в жизни человека, решили, что это ПРОСТО БЕДА. Они заполонили собой всё вокруг. Они практически неуничтожимы, и кажется от них нет спасения. «А, что если взять да и найти им благородное применение?» - задала я вопрос детям. Началось обсуждение данного вопроса, и после рассматривания различных вариантов мы решили пакеты использовать для изготовления игрушек, и начали воплощать задумку в реальность.
На своих занятиях я использую различные материалы: полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и стаканы, обертки от конфет, трубочки из под сока, пластиковые киндер яйца и много другого. Капроновые колготки перемещаются с ног на голову, оказываются предметом совершенно незаменимым в театрализованной деятельности, из них можно делать парики и прически. Очень интересные и веселые маски получаются из бумажных пакетов. принцип работы с ними очень прост. Основные черты образа выполняются с помощью аппликации из цветной бумаги и картона. Также можно использовать ткань и бросовый материал. Очень хорошо создавать образ экспромт с помощью маркера. Маски украшающие интерьер. выполняются в технике коллажа. В качестве основы используется коробка из под конфет, к которой крепятся детали, создающие будущий образ.
Трудовая деятельность – это одна из форм выражения своих впечатлений от воспринятых образов, красок, звуков природы.
Специалисты нашего ДОУ работают в тесном контакте, поэтому дети выражают свои эмоции не только в поделках, но и в игре, в слове, в рисунке.
Мы развиваем в детях разносторонне творческую личность.