МААМ-картинки

Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе

Степанова Светлана
Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Книга занимает большое место в жизни младшего школьника. Она вводит ребёнка в мир человеческих чувств, эмоций, отношений, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, раскрывает смысл духовных ценностей.

С учетом возрастных особенностей во второй младшей группе ставятся следующие задачи:

- Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес, формировать литературный вкус.

Публикация «Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе» размещена в разделах

- Развивать эмоциональную сферу детей, воображение.

- Формировать у детей умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям.

- Учить детей оценивать поступки персонажей и их последствия, на элементарном уровне понимать побуждения героев.

- Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации небольших произведений, отрывков из них.

- Формировать умение пересказывать заинтересовавшие отрывки из прочитанного произведения, декламировать их наизусть.

Принципы отбора литературных произведений :

1) художественная ценность;

2) учет возрастных особенностей;

3) занимательность;

4) композиционная облегченность;

5) соответствие области интересов детей.

Методы и приемы работы с художественной литературой :

Самыми распространёнными являются словесные методы. Чтение произведения взрослым - дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объёму, стоит читать детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт со слушателями. Важным методом является выразительное чтение произведения взрослым.

Рассказывание - более свободная передача текста, при которой допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким образом, детей младшего школьного возраста знакомят со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами.

Также используется метод беседы и пересказа. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям, а также небольшим отрывкам произведений в прозе для подготовки к инсценировкам.

Приемами (элементами) словесного метода являются:

Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность, доступная для повторения, подражания.

Объяснение - раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия.

Указания - разъяснения, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различают указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Оценка детской деятельности - развернутое мотивированное суждение о деятельности ребенка, ее результатах, раскрывающее степень усвоения знаний и умений.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа; задание, предполагающее воспроизведение или применение имеющихся знаний. Выделяют репродуктивные (требующие констатации) и поисковые (требующие формулировки умозаключения, прямые, наводящие, подсказывающие вопросы.

Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков, от повторения отличается вариативностью и большей долей самостоятельных усилий детей.

Важными методами работы с произведениями художественной литературы и фольклора являются театрализованные игры и упражнения, различные виды театра. Данные методы способствуют погружению детей в содержание произведения, лучшему пониманию поведения и мотивов персонажей, накоплению дошкольниками коммуникативного и социального опыта, повышению интереса к литературным произведениям.

К творческим театрализованным играм относят:

- игры - инсценировки - перевоплощение играющих в персонажей произведения. Участие в такой игре требует умения подбирать реквизит, костюмы, выбирать средства выразительности для передачи образов героев, понимания их характера, настроения;

- игры - драматизации - обыгрывание сюжета произведения при помощи игрушек;

- театрализованные этюды, образные упражнения - обыгрывание отдельных действий героев сказки.

Театрализованные игры также можно рассматривать как подготовку к представлению одного из видов театра. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста :

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стед-книжка;

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный,теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с "живой куклой", ростовые, люди - куклы, театр масок).

Видеосюжет "Изготовление из бросового материала персонажей и обыгрывание сказки "Три медведя""

Словесные методы в работе с дошкольниками дополняются наглядными: показом предмета, игрушки, рассматриванием иллюстраций, наблюдением, просмотром мультфильма.

Продуктивные методы - разновидность практических методов, их использование предполагает создание определенного продукта. Различные поделки могут создаваться детьми в качестве иллюстраций к прочитанному, персонажей для игры-драматизации. Произвольное рисование способствует лучшему осмыслению произведения, позволяет передать вызванные им чувства, эмоции.

Для решения различных задач обучения, воспитания, развития подбираются разные методы и их сочетания. На их основе организуются различные формы работы с художественной литературой, такие, как:

- обсуждение произведений известных художников на темы сказок;

- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам, рассказов, сказок;

- рассказывание сказки на новый лад: добавление нового персонажа, изменение сюжета, завершения сказки;

- "коллаж из сказок" - детям предлагается собрать в новой сказке героев различных произведений, объединить их сюжеты;

- проектная деятельность с погружением в сказку, обыгрыванием ее сюжета, поиском необходимой информации;

- создание новых литературных произведений в совместной деятельности взрослых и детей с опорой на последовательность сюжетных рисунков и самостоятельно.

Уголок книги - создается в целях формирования у детей интереса к художественной литературе воспитания бережного отношения к книге в каждой

группе детского сада.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

- эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, вызывать интерес.

Для младших школьников подбираются книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями - книги-картинки: сказки "Колобок", "Репка", "Игрушки" А. Барто, "Конь-огонь" В. Маяковского, "Усатый-полосатый" С. Маршака и др. Много материала не не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей.

Важно целенаправленно на личном примере учить детей правильно обращаться с книгой, рассматривать иллюстрации, знакомить с правилами пользования книгой.

Таким образом, грамотная организация работы с художественной литературой позволяет позитивно влиять на общее развитие, социализацию и обогащение речи дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчет об изготовление открытки в технике «скрапбукинг» ко Дню пожилого человека с младшими школьникамиФотоотчет об изготовление открытки в технике «скрапбукинг» ко Дню пожилого человека с младшими школьниками Очень приятно получать подарки, но еще приятнее их дарить. Социальная акция «Подари открытку-подари радость.», приурочена ко Дню пожилого.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о хитрости с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о хитрости с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. Начну с этого четверостишия. ХИТРЫЙ КОТИК.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о трудолюбии с детскими иллюстрациямиИстории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками о трудолюбии с детскими иллюстрациями Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с ребятами. Начну с этого четверостишия: ТРУДОЛЮБИВАЯ.

Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе»Истории к разговору с дошкольниками и младшими школьниками «О насмешках и добром смехе» Продолжаю серию публикаций нравственного направления – в помощь тематическим беседам с детьми. ДВА НАСМЕШНИКА Встретились как-то два юных.

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Путешествие в мир сказок В. И. Даля»Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Путешествие в мир сказок В. И. Даля» Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В. И. Даля. Задачи: Обучающие: - Формировать знания детей о творчестве писателя.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе 1. Цикл стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Задачи: Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые.

План-конспект занятия «Мой первый самолет» с младшими школьниками в объединении «Начальное техническое моделирование» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОАЗОВАНМИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» План-конспект.

Презентация «Семейные ценности — поговорим с дошкольниками и младшими школьниками «Как вы относитесь к дедушке и бабушке?» Давно известно – в семьях счастливы те дети, рядом с которыми живут добрые и любимые бабушки и дедушки. Вот некоторые выдержки из рассказов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 01:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Степанова Светлана (УИ 1222559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД