Степанова Светлана
Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Книга занимает большое место в жизни младшего школьника. Она вводит ребёнка в мир человеческих чувств, эмоций, отношений, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, раскрывает смысл духовных ценностей.
С учетом возрастных особенностей во второй младшей группе ставятся следующие задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, познавательный интерес, формировать литературный вкус.
Публикация «Восприятие художественной литературы младшими школьниками во второй младшей группе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Развивать эмоциональную сферу детей, воображение.
- Формировать у детей умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям.
- Учить детей оценивать поступки персонажей и их последствия, на элементарном уровне понимать побуждения героев.
- Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации небольших произведений, отрывков из них.
- Формировать умение пересказывать заинтересовавшие отрывки из прочитанного произведения, декламировать их наизусть.
Принципы отбора литературных произведений :
1) художественная ценность;
2) учет возрастных особенностей;
3) занимательность;
4) композиционная облегченность;
5) соответствие области интересов детей.
Методы и приемы работы с художественной литературой :
Самыми распространёнными являются словесные методы. Чтение произведения взрослым - дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объёму, стоит читать детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт со слушателями. Важным методом является выразительное чтение произведения взрослым.
Рассказывание - более свободная передача текста, при которой допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким образом, детей младшего школьного возраста знакомят со многими сказками и некоторыми познавательными рассказами.
Также используется метод беседы и пересказа. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям, а также небольшим отрывкам произведений в прозе для подготовки к инсценировкам.
Приемами (элементами) словесного метода являются:
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность, доступная для повторения, подражания.
Объяснение - раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия.
Указания - разъяснения, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различают указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
Оценка детской деятельности - развернутое мотивированное суждение о деятельности ребенка, ее результатах, раскрывающее степень усвоения знаний и умений.
Вопрос - словесное обращение, требующее ответа; задание, предполагающее воспроизведение или применение имеющихся знаний. Выделяют репродуктивные (требующие констатации) и поисковые (требующие формулировки умозаключения, прямые, наводящие, подсказывающие вопросы.
Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков, от повторения отличается вариативностью и большей долей самостоятельных усилий детей.
Важными методами работы с произведениями художественной литературы и фольклора являются театрализованные игры и упражнения, различные виды театра. Данные методы способствуют погружению детей в содержание произведения, лучшему пониманию поведения и мотивов персонажей, накоплению дошкольниками коммуникативного и социального опыта, повышению интереса к литературным произведениям.
К творческим театрализованным играм относят:
- игры - инсценировки - перевоплощение играющих в персонажей произведения. Участие в такой игре требует умения подбирать реквизит, костюмы, выбирать средства выразительности для передачи образов героев, понимания их характера, настроения;
- игры - драматизации - обыгрывание сюжета произведения при помощи игрушек;
- театрализованные этюды, образные упражнения - обыгрывание отдельных действий героев сказки.
Театрализованные игры также можно рассматривать как подготовку к представлению одного из видов театра. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста :
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стед-книжка;
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный,теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с "живой куклой", ростовые, люди - куклы, театр масок).
Видеосюжет "Изготовление из бросового материала персонажей и обыгрывание сказки "Три медведя""
Словесные методы в работе с дошкольниками дополняются наглядными: показом предмета, игрушки, рассматриванием иллюстраций, наблюдением, просмотром мультфильма.
Продуктивные методы - разновидность практических методов, их использование предполагает создание определенного продукта. Различные поделки могут создаваться детьми в качестве иллюстраций к прочитанному, персонажей для игры-драматизации. Произвольное рисование способствует лучшему осмыслению произведения, позволяет передать вызванные им чувства, эмоции.
Для решения различных задач обучения, воспитания, развития подбираются разные методы и их сочетания. На их основе организуются различные формы работы с художественной литературой, такие, как:
- обсуждение произведений известных художников на темы сказок;
- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам, рассказов, сказок;
- рассказывание сказки на новый лад: добавление нового персонажа, изменение сюжета, завершения сказки;
- "коллаж из сказок" - детям предлагается собрать в новой сказке героев различных произведений, объединить их сюжеты;
- проектная деятельность с погружением в сказку, обыгрыванием ее сюжета, поиском необходимой информации;
- создание новых литературных произведений в совместной деятельности взрослых и детей с опорой на последовательность сюжетных рисунков и самостоятельно.
Уголок книги - создается в целях формирования у детей интереса к художественной литературе воспитания бережного отношения к книге в каждой
группе детского сада.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, вызывать интерес.
Для младших школьников подбираются книги с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями - книги-картинки: сказки "Колобок", "Репка", "Игрушки" А. Барто, "Конь-огонь" В. Маяковского, "Усатый-полосатый" С. Маршака и др. Много материала не не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей.
Важно целенаправленно на личном примере учить детей правильно обращаться с книгой, рассматривать иллюстрации, знакомить с правилами пользования книгой.
Таким образом, грамотная организация работы с художественной литературой позволяет позитивно влиять на общее развитие, социализацию и обогащение речи дошкольников.