Лилия Вигонд
Воспитание эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрываются вопросы организации работы групп межнациональной толерантности в современном обществе; воспитание культуры межнациональных отношений; приобщение к этно-национальной культуре.
Ключевые слова: дошкольник, дошкольная образовательная организация, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Воспитание эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей у дошкольников» размещена в разделах
Тема межнациональной толерантности в современном обществе актуальна как никогда. Научно-технический прогресс и глобализация постепенно приводят к размытию границ и стиранию расстояний при взаимоотношениях между людьми : нередки межнациональные браки, в крупных городах сосуществуют различные диаспоры, стабильной практикой становятся межгосударственные обмены студентов и т. п. С другой стороны, весьма острым остается вопрос разжигания межнациональной агрессии и терроризма. В существующих условиях жизненно необходимо привитие общечеловеческих ценностей и дружественного отношения к чуждой этнокультуре. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.
Дошкольное образование в существующих реалиях направлено не только на личностное развитие ребенка, но и на создание условий для его успешной социализации, поэтому детское образовательное учреждение должно стать первым шагом в воспитании толерантности дошкольников к людям других национальностей. Многонациональное окружение с самого раннего возраста врывается в жизнь ребенка: иноязычная речь и имена, многообразие национальных культур и поведения, различия во внешних данных и т. д. И не удивительно, что многонациональность в ДОУ вызывает у педагогов разнообразные трудности, Федеральный государственный образовательный стандарт дает возможность дошкольному образовательному учреждению осуществлять этнокультурное воспитание маленького человечка на качественно новом уровне.
Любой человек учится на протяжении всей своей жизни, постепенно шаг за шагом наполняя багаж знаниями, навыками и умениями, личным и общественным опытом. При этом основы воспитания закладываются с самого рождения. Базовые качества, которые необходимо воспитывать и развивать с пеленок: доброта, отзывчивость, сострадание, любовь к ближнему, понимание, уважение – все это должно отпечатываться в индивидууме на генном уровне.
Воспитание культуры межнациональных отношений является неотъемлемой частью становления духовной и нравственной культуры личности. Организация объединенных наций в своих основополагающих документах считает воспитание людей в духе мира и дружбы между народами важной целью системы воспитания и образования. Так, в 26 статье Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан и «направлен на решение нескольких задач, одна из которых – «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей».
Межнациональные отношения – важнейшая составляющая современного мира, в ходе которой люди различных национальностей контактируют друг с другом, общаются, обмениваются опытом, изучают незнакомую культуру и традиции, перенимают ценные знания. Для полноценного и качественного взаимодействия необходимо воспитывать культуру межнационального отношения – когда человек готов и умеет общаться с представителями иных наций деликатно и терпимо, способен учитывать национальную специфику собеседника, проявляет уважение к чужой истории и традициям. Все перечисленные качества позволяют наиболее эффективно и наименее болезненно достигать взаимопонимания в межнациональных контактах.
Представление о многонациональном населении планеты появляется у детей приблизительно с 4 лет, тогда же у них начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. При правильном воспитании межэтнических отношений у дошкольников присутствует положительное отношение к людям разных народов : они живо интересуются их культурой, испытывают желание дружить, делятся своими игрушками и даже иногда начинают учить иностранный язык. Однако, при отсутствии должного воспитания, бывают проявления неприятия – насмешки, бестактность или испуг.
Приобщение к этно-национальной культуре легче всего начинать тогда, когда ребенку еще свойственно делить людей на нации, то есть с первых лет жизни. Именно в таких условиях и возможно вырастить человека, чуждого расовым предрассудкам.
Основной путь воспитания культуры межнационального отношения состоит в активном познании народной мудрости, национальных ценностей и обычаев, культурных традиций, творчества национальных поэтов, писателей, композиторов, художников, мастеров народного промысла. При этом необходимо сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к национальному многообразию нашей планеты: «мы все разные, нас много, и это замечательно!». Очень важно привить на данном этапе главное правило: судить о человеке нужно в первую очередь по его делам, а не по его национальности.
Воспитание этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста возможно различными средствами:
- общение;
- подвижные игры с использование национальных атрибутов;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- традиции;
- художественная литература;
- произведения искусства и др.
Самым важным и, безусловно, эффективным средством межэтнического воспитания является общение детей разных национальностей и совместная игровая деятельность.
Так, например, в сюжетно-ролевых и подвижных играх ребенок учится искренне выражать свои чувства, мысли и симпатии, проявлять дружеское отношение.
Из устного народного творчества особо стоит выделить сказки. Сказка – кладезь народной мудрости и общечеловеческих нравственных ценностей. Знакомясь со сказками, дошкольник развивает в себе доброжелательное отношение и уважение к первоисточнику, поскольку именно в сказках культура и самобытность народа раскрывается доступными его пониманию образами.
Чтение художественной литературы позволяет детям больше узнавать об особенностях жизни и быта своих сверстников, пробуждает и развивает социальные чувства, формирует начатки мировоззрения. Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию и служат источником новых представлений и знаний.
Праздники и развлечения, в которых участвуют все дети разных национальностей, способствуют их объединению и стимулируют процесс овладения другим языком. Настольно-печатные игры ценны тем, что содержат повторяющиеся ситуации, и ребенок при этом может описать собственные действия.
Таким образом, у дошкольников постепенно формируется дружелюбие и уважение к людям других национальностей, взращивается культура межнационального отношения. В процессе этой деятельности устанавливаются духовно-нравственные качества, основанные на толерантности национальной и идентичной. Ведь целью дошкольных учреждений является не только познакомить детей с различными этнокультурами, но и научить их жить в многонациональном сообществе, а способность к доброжелательному взаимоотношению между собой в дальнейшем обеспечит им успешную адаптацию в современном обществе.
Работу по воспитанию культуры межнациональных отношений необходимо проводить через всю систему отношений в коллективе групп и ДОУ. Патриотизм и интернационализм не воспитаешь на словах, тут важно постоянно тренировать детей в проявлении добрых чувств, создавать гармонию в общечеловеческих и национальных ценностях.
При организации работы следует опираться на нижеперечисленные принципы:
-систематичность усвоения знаний и умений;
-познавательная активность детей;
-доступность для возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-рациональность сочетания коллективных и индивидуальных форм работы;
-прочность усвоения путем повторения;
-гуманизм и ориентация на личность ребенка.
В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к сверстникам и уважения к взрослым людям разных национальностей решаются и другие немаловажные задачи. Мы постепенно приближаем детей к осознанию самоценности дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребенка.
Подведя итог вышесказанному, стоит отметить, что резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, а также необходимостью снятия напряженности между народами. При этом неоспоримым является тот факт, что эффективность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.
Этика межнационального общения – это органическая составляющая духовной жизни общества, его культуры, культуры человеческих отношений. Исходным моментом в воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения не только родной страны, но и всей планеты, а также к многообразию человеческих языков.
Для осуществления же воспитательной и образовательной работы по формированию у дошкольников культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.
Список используемой литературы
Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 10.12.1998.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, N 265, 25.11.2013.
3. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников : Учебное пособие. М., 1988. – С. 211.
4. Богомолова М. И. Проблемы национального и межнационального воспитания детей в современной теории и практики // Вестник Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. / Вып. 1. Ульяновск, 2005.
5. Суслова Э. К. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» / Дошкольное воспитание. – 1999. – No1. – С. 26.
6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем. : в 4-х томах. Т. 1 / К. Фопель. – М. : Генезис, 2003. – С. 64.
7. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) / Н. Юрина // Воспитание дошкольников. – 2005. – №2. – С. 16.
8. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей [Электронный ресурс] : https://www.maam.ru/detskijsad/sobstvenyi-inovacionyi-pedagogicheskii-opyt-vospitanie-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-uvazhenija-k-lyudjam-razn.html.
9. Воспитание у детей этики межнационального общения [Электронный ресурс]. : https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26348-vospitanie-u-detey-etiki-mezhnacionalnogo-obscheniya.html.