Лиана Габдрахманова
Воспитание дошкольников в традициях башкирского народа
▼ Скачать
Воспитание дошкольников в традициях башкирского народа.
Дошкольный возраст-это период становления личности. Именно в этот период начинается осознанное знакомство ребенка со своей культурой. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
Публикация «Воспитание дошкольников в традициях башкирского народа» размещена в разделах
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он бы не был, каждый является представителем своего мира, традиций и культуры. И маленький татарин, и маленький башкир, маленький русский должны иметь представление о культуре, быте и жизни другого народа. Внедряя национально- региональный компонент в образовательную деятельность, коллектив детского сада пытается решить несколько образовательных задач: формировать у детей общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа и народов, живущих в Башкортостане; формировать в растущем человеке начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира личности; формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, обществу в целом. Большое значение в воспитании детей в этом направлении отводится фольклору. Так как мы живем в Башкирии, мы пытаемся приобщить детей к башкирскому фольклору. Приобщая их к башкирскому фольклору мы воспитываем в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. Читаем детям башкирские народные сказки, обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Из сказок дети узнают о традициях башкирского народа : глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Учитывая, что игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой в свободное от занятий время знакомим детей с башкирскими народными играми. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи, с чем приучают детей к деятельности в коллективе. В групповой комнате в доступном для детей месте создана предметно-дидактическая среда, где находятся книги и портреты башкирских писателей, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры. В детском саду проводятся различные мероприятия, посвященные башкирским праздникам, на которых активно принимают участие не только дети, но и их родители. Проведение таких мероприятий стало уже традицией для нашего детского сада- это «Сабантуй», «Нардуган», «Воронья каша». Во время празднования мы водим хороводы, играем в народные игры, поем песни, танцуем. Такие мероприятия помогают укреплять в молодом поколении здоровые нравственные начала и гуманные отношения между людьми. Если мы сможем в сердцах наших детей вложить жемчужины народного творчества, они будут больше ценить, любить и уважать своих родителей, свой народ, свой родной язык, будут гордиться своей Родиной.
Литература 1. Агишева Л. Р. «Я-Башкортостанец».Уфа, 2003г. 2. Галяутдинова И. Г. и др. «Детский фольклор» Т. 1,2 Уфа, 1994- 1996. 2. Греханкина Л. Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования// Педагогика. 1999. №8 С. 30-34. 3. Дошкольная уфа. Республиканский журнал для родителей и педагогов. Январь,2013г. стр. 39. 4. Янбухтина А. Народные традиции башкирского народа.