Щербинина Елена Васильевна
Консультация для педагогов «Маленькие патриоты большой страны»
▼ Скачать + Заказать документы
МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ
Елена Васильевна Щербинина,
МАДОУ «Детский сад №45 «Улыбка»,
Воспитатель,
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Маленькие патриоты большой страны“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Воспитание чувств ребёнка, в т. ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
К средствам патриотического воспитания относятся:
- устное народное творчество;
- декоративно – прикладное искусство;
- музыка;
- художественная литература;
- игра;
- самостоятельная детская деятельность.
Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются :
- комплексный подход;
- знание педагогом истории и культуры своего народа;
- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
- тематическое построение материала;
- совместная работа детского сада и семьи;
Причина выбора мной данной темы заключается в том, что на сегодняшний день родители недостаточно вовлечены в патриотическое воспитание детей. Большее предпочтение отдают, к сожалению, гаджетам и саморазвитию, а оно в основном используется в виде просмотров мультфильмов или вовсе в играх на телефонах или компьютерах. По итогам проведенного анкетирования родителей и увидев их заинтересованность, я поняла, что можно через родителей дать больше знаний детям по теме нравственно-патриотическое воспитание. Истоки воспитания начинаются в семье, это подтверждается тем, что после бесед дома, дети сами начали проявлять инициативность в выборе той или иной игры патриотической направленности, задают больше вопросов о семье, городе, стране.
Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. мы решили включать родителей и детей в общее дело (участие в мероприятиях, играх, проектах, конкурсах).
Применяли метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме «Моя родословная», «Герб семьи», для того, чтобы дети понимали, откуда начинаются их родословные корни, знали своих близких и дальних родственников.
В течении 2022-2023 учебного года решали годовую задачу ДОУ «Совершенствовать и систематизировать работу педагогического коллектива по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Исходя из поставленной задачи, я определила для себя направление работы - воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели использую различную методическую литературу, пособия: Алешиной Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитательная система «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук, художественную литературу для чтения детям, такие как Агебаев А. «День Победы», Бойко Р. «Наша Армия родная», организовываем экскурсии в музей и на природу с родителями, изготавливаем костюмы для выступлений, создание развивающей среды в группе и многое другое.
Свою работу выстроила по четырем блокам: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами, пополнение РППС группы.
Работа с детьми включает в себя такие мероприятия:
- беседы «Истоки патриотизма», Беседа «Наша страна - Россия» Беседа «Как жили славяне» Беседа «Богатыри земли русской» Беседа «Русские народные промыслы» Беседа «Жизнь людей на севере» Беседа «Какие народы живут в России» и др.
- Занятия, запланированные в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Л. Князева» «Что летом родится – зимой пригодится»,
-Чтение и заучивание стихотворений: «Семья», «Флаг России», «Символы России», «Родина» и др.
-Чтение произведений и знакомство с биографиями таких российских поэтов и писателей, как М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, С. Есенин, И. Бунин. и т. д.
-Закрепляли символы власти города Норильска, Красноярского края и России
-Продолжали систематизировать и углублять знания о родственниках и о своей принадлежности в семье, учили называть ФИО ближайших родственников, закрепляли полный адрес. Знакомились с городами Курортами и их достопримечательностями.
- Играли в настольные игры: «Моя Родина Россия», «Собери символы России», «Найди одинаковый транспорт военный» и т. д.
-В рамках регионального компонента воспитанник моей группы принял участие в «IV городской экологической научно- практической конференции для старшего дошкольного возраста «Эколята –дошколята». Тема его выступления «Обилие морских птиц в прибрежных районах полуострова Таймыр, как один из факторов создания заповедника «Большой Арктический».
Посещаем с детьми ежемесячно Библиотеку семейного чтения, темы занятий разные: «Животный мир нашего края», «Масленница», «Русский самовар», «Дети- герои Великой Отечественной войны» и др.
Регулярно с воспитанниками участвуем в акциях в поддержку военных в зоне СВО «Мы вместе». Ребята писали письма, рисовали рисунки, записывали видеообращения, изготавливали нашивки для солдат.
Провела круглый стол для педагогов ДОУ на тему : «Патриотизм начинается с детства», на котором познакомила их с некоторыми приемами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через использование музыки, изодеятельности, художественного слова, изучение государственной и негосударственной символики города, края, России.
Работа с родителями занимает в моей деятельности большое место, поэтому регулярно готовлю печатный материал, например, «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». «Истоки патриотизма в семье», «Государственные и негосударственные символы» и др.
Для закрепления знаний о городе, крае и стране в январе месяце провели Викторину «Родные просторы».
Спортивное мероприятие «Парад гимнастик», приуроченное ко Дню защитника отечества, формирует не только спортивные навыки и умения детей, чтобы родители понимали и доносили до детей значимость этого праздника, патриотической позиции.
К дню города организовала выставку совместного творчества детей и родителей «Достопримечательности нашего города». Семьи изготовили макет «Первый дом Норильска», «Музей», «Художественная галерея», «Детский сад» и другие.
На официальной страничке в социальной сети «ВКонтакте» показывали семейные видео-ролики приготовления различных блюд разных народов.
В течении года регулярно обновляла РППС группы: дополнили уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина Россия», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, краем, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы, предметы народного творчества. Совместно с детьми изготовили лепбук «Моя Россия» с дидактическими настольными играми «Подбери флаг», «Собери символы России», загадками, пословицами и поговорками.
Альбомы «Народная художественная роспись», «Моя родина – Россия», «Мой город», «Моя семья» создавались в течении учебного года с помощью родителей. Они заполнены фотографиями, рисунками, открытками в соответствии с названием.
Периодически организовывали выставки изделий народного творчества: хохломская роспись, дымковская роспись, хохлома, гжельская роспись и др.
Участвуя в смотре-конкурсе патриотических уголков ДОУ, наша группа заняла почетное второе место
В рамках знакомства детей с народным художественным творчеством, организовала и провожу кружок «Народное творчество», на котором знакомлю дошкольников с городецкой росписью, волшебной гжелью, золотой хохломой и другим русское народными творчествами.
Анализ результатов анкетирования в начале и конце учебного года «Патриотическое воспитание в вашей семье» показал, что родители активнее стали приобщаться к патриотическому воспитанию детей дома.
Проведенный мониторинг образовательного процесса образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выявил хорошие результаты в формировании у дошкольников элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (в том числе моральных). Начало года 36%, конец года 84%.
Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, национальных традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
У родителей сформировалось понимание того, что истоки патриотизма рождаются в семье. В связи с чем повысился уровень интереса и их участия в работе по патриотическому воспитанию детей, как в детском саду, так и дома.
Свой опыт работы представила в журнале «Дошкольный мир» со статьей «Патриотическое воспитание в условиях ДОУ».
С детьми принимали участие в конкурсах: конкурс рисунков «Патриот» (1 место, «Кладовая талантов викторина «Битва за родину» (1 место, «Надежды России» тестирование (1 место, конкурс чтецов «Моя Родина» (Диплом участника).
Перспективы - пополнять патриотический центр играми и пособиями, позволяющими детям самостоятельно организовывать свободную деятельность; организовать работу по использованию инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников; совершенствовать работу с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию : ежегодно проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей; пополнять и разнообразить материал, который будет способствовать патриотическому воспитанию, а также активно применять уже имеющийся материал в уголке «Моя родина Россия».
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. - 252 с.
2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.
3. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.
4. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук. - М. : 2004.- 56с.