Галина Воробьёва
Статья «Умственное воспитание детей пятого года жизни в процессе ознакомления с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья Умственное воспитание детей пятого года жизни в процессе ознакомления с природой.
Большое значение для развития умственных способностей детей имеют наблюдения за различными явлениями природы. Важно понять, что природу нельзя любить интеллектуально, по-научному. А поэтому не изучение, а общение – вот отличительная черта духовного познания. Не исследование камня, а разговор с ним, не разглядывания дерева, а задавание ему вопросов, так как человек и природа взаимно подобны и внутренне едины.
Публикация «Статья „Умственное воспитание детей пятого года жизни в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах
Но дошкольники сами не умеют много подмечать в природе. Наша цель - содействовать овладению системными и систематизированными знаниями и умениями, позволяющими адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его, используя разные способы познания.
Нам было важно вызвать у детей интерес к природе, к природным явлениям; содействовать пробуждению радости от общения с животным и растительным миром, воспитанию сочувствия, бережного отношения к животным, растениям и среде их обитания. Развивать представления о взаимосвязи живой и неживой природы через овладение понятием «природные сообщества» (лес, луг, водоём и т. д.)
Мы постарались выяснить какое отношение к природе у наших детей. Половина детей в группе не умели самостоятельно наблюдать за растениями и животными. Некоторые проявляли по отношению к насекомым жестокость. Больше половины не обращали внимания на красивые явления природы, затруднялись назвать типичных обитателей леса, луга, водоёма и строить простейшие связи. Поэтому мы решили, что нам необходима регулярная и углублённая работа по экологическому воспитанию, что способствует умственному развитию.
Значительное место в содержании нашей программы занимает познавательный материал, расширяюший и углубляющий кругозор пятилетнего дошкольника, содействующий экологическому воспитанию. Опыт показывает, что детям средней группы как будто бы и не интересны эти знания, они слушают, но не очень активно. Однако если не заложить этот фундамент в средней группе, то в старшей группе будет истинное равнодушие к природе. Если же вести работу, как советует Н. М. Крылова, опираясь на научные исследования П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, А. М. Федотовой, то увидим, что дети в старшей группе будут радоваться открытиям, эти «неясные» в средней группе знания засверкают, и дети сами будут активно воспроизводить, то, что казалось, не усвоили в средней группе. Этот «фокус» поведения детей надо иметь в виду и упорно и настойчиво наблюдать с детьми природу и комментировать, опираясь на научную литературу. Автор советует говорить чаще всего так, как будто говорит радио, не добиваясь ответа, сосредоточенного слушания «глаза в глаза»; а рассказывать так, как будто разговариваете сами с собой – увидели интересное и рассуждаете об этом. Не ставить задачи, чтобы дети запомнили и повторили. Эти сведения – в долгую память. Сейчас важно, чтобы был широкий объём информации не ясных детям знаний.
Уход за комнатными растениями детям средней группы недоступен. Ухаживает воспитатель, один, ибо растения любят одни и те же руки. А на утро разговоры со всеми детьми, оставляем одно растение – то ли не насыщенное водой, то ли не рыхлая земля, то ли грязное и т. д. и в присутствии детей показываем, обговаривая назначение этого способа.
«Пойдём, посмотрим, хорошо ли нашим растениям в уголке. Почему хорошо? (листочки новые, бутоны и т. д.) Посмотрим, какой вырос лук, Какой он был? Где первая картинка? Где третья картинка? Так почему растениям у нас хорошо? (потому что тепло, потому что свежо, мы поливаем растения, растения питаются, мы их чистим, рыхлим землю).
- Как мы узнали, что луку нужно много света, он любит свет? (потому что листочки повернулись, растение двигается к свету). – Рыхлим зачем? (чтоб корни дышали). – А протираем зачем? (чтобы листики дышали)» Когда готовили смесь для растений, то показали детям и рассказали, что готовили еду для растений, питания растениям. Дети могут наблюдать наш уход за растениями рано утром и вечером, они уже активно включаются в разговор, могут сами разъяснить смысл того, что делает воспитатель.
Когда показывается какой-то один способ для всех детей, то делается это так: 1раз – берём растение и показываем, что оно нуждается в чистоте, всё делаем, растению стало хорошо. 2 раз – берём то же растение. «Хорошо ли ему?» Оно чистое, но требует поливки. Заметят ли дети состояние растения? 3 раз – растение чистое и политое, но требует рыхления. Так дети учатся понимать связь потребностей организма живого и ухода за ним, учатся наблюдать за состоянием и понимать, что уход, заботливость определяются знанием того, в чём растение нуждается и как удовлетворит его потребности. Дети должны открыть, что у разных растений – разные потребности: те, кто любит свет активно к нему двигаются, а те, кто не любит прямой свет становятся вялыми, ибо листья обжигаются. Поэтому ставим опыты, демонстрируя детям эти зависимости.
Автор программы предлагает методику обучения детей сочинению загадок о птицах. Поскольку любое новое дело успешно усваивается по подражанию, поэтому надо сначала накопить опыт образцов загадок. Это приучит ребёнка более пристально вслушиваться в каждое слово и вдумываться в его смысл. Для этого собрана картотека стихов и загадок о птицах. Помимо обогащения и уточнения словаря ребёнка, знакомство с новым значением (омонимы) уже известного слова; идёт знакомство с внешним видом, повадками, средой обитания птиц.
В соответствии с позицией Н. Н. Поддьякова, для того, чтобы существенно изменить работу по умственному воспитанию детей, необходимо вести работу с детьми по трём взаимосвязанным направлениям.
1) Создать условия для раскрытия детьми разнообразных видов связей в предметах, объектах и между ними.
2) Содействовать развитию особой деятельности – экспериментирование детьми с целью самостоятельного открытия новых для них знаний.
3) Организовывать накопление опыта таким образом, чтобы раскрывая систему знаний, ребёнок узнавал её сразу в противоречии.
Предлагается придумывать такие рассказы для детей, в которых они бы сами открывали противоречия, например, вода – это благо: нужно показать детям в картинках в первый день, как это хорошо, что есть вода – везде… какую пользу от неё имеют люди. Необходимо прочитать, рассказать и ничего не спрашивать, а оставить пищу для размышлений. Привлечь к накоплению этого опыта родителей. А через несколько дней нужно прочитать и рассказать уже про то, какую беду может принести вода. И опять не надо разъяснять, задавать вопросов. Но, если ребёнок спрашивает, то обязательно надо отвечать, либо привлекать опыт других детей. Можно предварительно ставить опыты, где видно, где вода благо, а где вред. Например, на тех же растениях.
Дети пятого года жизни – это возраст огромных возможностей для обогащения умственного развития, которым нужно сознательно управлять. Каждое занятие служит решением всех трёх задач в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом Н. Н. Поддьяков выделил критерий, по которому он считает занятие полезным для умственного развития детей : соблюдение меры неопределённости какой-то части дошкольных знаний. Если мы хотим сохранить, поддержать активность детей в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формирование ясных отчётливых знаний, оставалась зона так называемых неопределённых знаний, чтобы удовлетворение полученными знаниями в конце занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать: «А что же будет дальше, на следующем занятии?»
В конце февраля подходящее время для опытов: ветки от деревьев ставим в разные места, зарисовываем: между рамами, где будет холодно, там задержится расцвет; На окно: в раздевалку, где темно или в шкаф – темно, но тепло. И всё рисуем, указываем даты и место наблюдения. В группе не все дети проявляют интерес, но обнаруживаются энтузиасты, любители природы. Когда наступает время анализа рисунков, говорим ребё нку: «Спасибо, ты молодец, нам всем показал, как росло растение». Нужно всё время думать о том, чем и как занять мышление ребёнка – чем больше знает, тем выше становиться познавательный интерес : от любопытства – к любознательности – к познавательной деятельности – к философствованию (самопознанию и саморазвитию своего знания о каком-то предмете). Например, сначала взрослый содействует открытию ребёнком знаний о материалах, а потом ребёнок задаё т себе вопрос: «Что я знаю о материалах?» Сам себе отвечает: «Я знаю…» Конечно, этот анализ может идти только в присутствии взрослого. И тогда – то ребёнок вдруг откроет, что всё, что он знает о материалах (о любом предмете разговора, он рассказал, мы выражаем радость его знаниям, но тут же говорим: «Я знаю ещё! Хочешь узнать? (Хочу). Слушай» Рассказываем как равному партнёру, а не как ученику. Такое общение мы называем «Посиделки» «Что же нового ты узнал?» - спрашиваем (он повторяет) «А ты как думаешь, вот ты так много рассказал мне о материалах, я тебе ещё рассказала, теперь мы с тобой всё знаем о материалах? (Наверное, нет) Конечно, ещё много можно узнать. А как ты думаешь, где? Мне помогают книги. Скоро научишься читать и узнаешь много нового»
Есть два взаимосвязанных пути развитие знания:
1 путь – взрослый ведёт ребёнка к открытию нового знания (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельно).
2 путь – творческий путь – философствование – самоанализ ребёнком содержания освоенных им знаний и открытие на этой основе «границ» того, что узнал. А потом с помощью взрослого, но по инициативе ребёнка, открытие неизвестного в хорошо известном. Сделав это открытие, ребёнок поймёт безграничность познания, относительность своих знаний: казалось, знает всё, а на самом деле, оказывается, ещё очень много можно узнать нового.
Для ознакомления с природой использовали следующие формы и методы: наблюдение, рассматривание, любование, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседа, опыт, дидактическая игра, словесная игра, фронтальная непосредственно образовательная деятельность.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что у детей постепенно формировался интерес к природе, что словарь наших детей стал богаче, речь образнее, они научились яснее излагать свои мысли. Наблюдая за растениями и животными, дети проявляли самостоятельность и многое подмечали, на что раньше не обращали внимания. Теперь они видят потребности растений. Замечают красивые явления природы.
Так, постепенно, в процессе ознакомления дошкольников с природой, мы воспитали у них доброту, отзывчивость, развивали детскую пытливость, любознательность, интерес к окружающей природе.
Список литературы.
1. Крылова Н. М. Лесенка успеха или Три грани научно-методической системы детского сада. М. : Сфера, 2012. 126с.
2. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии. Педагогическое общество России, 2007.
3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977. 277с.
4. Федотова А. М. Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. Нижний Новгород,1992.