Фейзуллаева Луара
Традиции и инновации в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Традиции и инновации.
На первый взгляд, традиция и инновация кажутся двумя противоположными понятиями. Однако стоит вспомнить, что любая традиция когда-то была нововведением, а постоянно реализуемое новшество неизбежно становится традицией. Таким образом, можно заключить, что традиции и инновации тесно связаны между собой. Кроме того, соблюдение определённых традиций в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно рассматривать как одну из инновационных форм совместной деятельности взрослых и детей в рамках образовательного процесса.
Публикация «Традиции и инновации в дошкольном образовании» размещена в разделах
Инновационная деятельность дошкольных общеобразовательных учреждений является одним из ключевых направлений развития дошкольного образования. В настоящее время ключевым аспектом модернизации образования выступает повышение его качества и приведение в соответствие с ФГОС. Как отметил А. Асмолов, «стандарт дошкольного образования должен гарантировать соблюдение государственных гарантий и быть ориентирован на удовлетворение потребностей родителей и детей на данной ступени образования».
Чтобы педагоги могли в полной мере реализовать свой потенциал в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо создать условия для проявления инициативы всего коллектива и предоставить каждому сотруднику право выбора.
Современные требования к дошкольному образованию открывают перед педагогами новые горизонты для творческой и целенаправленной работы. В нашем детском саду поиск новых идей и постоянный анализ стали нормой жизни, и мы стремимся сделать наш детский сад привлекательным и необходимым для всех. Это достигается, прежде всего, благодаря высокому качеству дошкольного образования. Современное законодательство Российской Федерации открывает широкие возможности для расширения образовательного пространства, создания благоприятных условий для полноценного развития детей и подготовки их к жизни в современном обществе. В нашем детском саду работает высокопрофессиональный и творческий коллектив, который делает всё возможное для обеспечения качественного образования. Наш заведующий не только помогает педагогам увидеть и почувствовать инновационные технологии, но и поддерживает их, грамотно представляет и вдохновляет на поиск новых идей. Мы стремимся сделать наш детский сад особенным местом, где каждый ребёнок сможет найти красоту, эстетику и доброту.
Этого мы достигаем с помощью нетрадиционных мероприятий. Чем больше их проводится, тем интереснее и активнее становится жизнь в детском саду.
Инновационная деятельность выходит за рамки традиционных подходов и направлена на развитие познавательного интереса и познавательных действий детей в различных видах активности.
Принимая во внимание, что и дети, и родители являются полноправными участниками образовательных отношений, наш коллектив разработал инновационный проект «Поменяться местами». В рамках этого проекта каждый родитель может ощутить себя в роли воспитателя и провести любую образовательную деятельность с детьми в группе. Это позволяет увидеть работу воспитателя «изнутри», прочувствовать на себе все сложности и достижения этой профессии. Такая работа помогает детям и взрослым развивать навыки сотрудничества и взаимопонимания, учит уважению друг к другу и формирует умение свободно выражать своё мнение, а также работать в команде.
Совместные спортивные соревнования и садовые мероприятия способствуют формированию у дошкольников уважительного отношения к семье и осознанию роли мужчины как «отца» в воспитании.
Музейная педагогика прочно вошла в нашу жизнь, став неотъемлемой частью духовно-нравственного, художественно-эстетического, гражданско-патриотического и историко-краеведческого воспитания детей в рамках единого образовательного пространства.
В XXI веке образовательная система ориентируется на сотрудничество между музеем и детским садом. В связи с этим социальное партнерство с Музейным комплексом города стало следующей инновацией, которая быстро превратилась в традицию.
Программа, разработанная сотрудниками музея, предлагает познавательные занятия в музейных стенах, что способствует более глубокому пониманию истории и культуры нашего региона. Такая форма организации занятий помогает детям расширить свой кругозор и обогатить знания об окружающем мире.
Особое внимание уделяется совместным мероприятиям, которые объединяют детей, родителей и всех жителей. Среди них — «Масленичные забавы», «Новогодние приключения» и «Спортивные состязания». На этих праздниках дети учатся правильно проводить досуг и узнают о народных приметах, обычаях и традициях России.
Следующим этапом стала традиционная социальная акция «Поздравь своего соседа». Ребята рисуют поздравительные открытки на разные темы — к 8 Марта или Новому году, — а затем вместе с педагогами расклеивают их на подъездах близлежащих домов. Дети с восторгом рассказывают, что соседи стали узнавать их по рисункам и хвалить. Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. В семье мы рождаемся, делаем первые шаги, переживаем первые радости и огорчения. Из семьи мы выходим в большой мир и к ней же возвращаемся, когда нам особенно трудно.
В нашем детском саду ежегодно проходит социальная акция «Детство — история будущего», направленная на поддержку многодетных семей. В чествовании многодетных семей активно участвуют депутаты городского Собрания депутатов. Благодаря таким встречам мы можем напрямую решать проблемы многодетных семей и видеть их «изнутри». И ни одна семья не уходит из детского сада без подарков.
Чтобы приобщить дошкольников к миру литературы, дети и педагоги нашего детского сада активно сотрудничают с детско-юношеской библиотекой. На базе библиотеки проводятся литературные вечера и разнообразные литературные конкурсы.
Самое ценное для человека — это его жизнь, а главное в жизни — здоровье. Заботясь о здоровье наших дошкольников, мы заботимся о будущем поколении. Поэтому пропаганда и воспитание здорового образа жизни — одна из главных традиций нашего детского сада.
Сегодняшний детский сад должен соответствовать важнейшему требованию — обеспечивать целостное развитие личности ребёнка. Для этого необходимо развивать конструктивное взаимодействие с семьёй и использовать инновационные технологии, основанные на традиционной организации воспитательно-образовательного процесса.
Традиции и инновации не существуют отдельно друг от друга. Как говорится, «новое — это хорошо забытое старое».
Список литературы:
Выступление А. Г. Асмолова «Маленькими шажками к большой цели!» на расширенном заседании коллегии Минобрнауки России, 20.03.2013 г.