ирина замятина
Средство обучения и воспитания — это игра
▼ Скачать + Заказать документы
Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Публикация «Средство обучения и воспитания — это игра» размещена в разделах
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, ряд педагогов отмечают, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
детального её изучения. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Через дидактическую игру постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности - самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей с окружающим миром, для развития речи, мышления, навыков самообслуживания должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и дидактической игрой. Вот несколько примеров.
Умение подчиняться правилам и следить за этим.
Дидактическая игра «Играем сами». Дети предлагают организовать совместную, известную им игру по правилам, они с ненавязчивой помощью воспитателя, распределяют роли и договариваются о правилах. Вслед за этим педагог предлагает детям рассказать о тех правилах, которые требуется соблюдать в игре.
Называние предметов, явлений, событий или их изображений.
Дидактическая игра "Магазин игрушек". Дети располагаются возле стола с различными игрушками. Выбирается продавец. Он "продает" игрушку, если "покупатель" хорошо о ней рассказал. Педагог, обращаясь к детям, говорит: "У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете "купить и взять играть", если выполните такое условие: нужно узнать игрушку. После показа образца высказывания, педагог начинает игру. В дальнейшем игра усложняется тем, что нужно не просто назвать игрушку, а рассказать о ней.
Дидактическая игра "Чудесный мешочек". Ребенок находит на ощупь в "чудесном мешочке" какой-либо предмет. После этого ребенок должен назвать и показать всем (в дальнейшем - рассказать как можно более подробно о свойствах и качествах предмета, не называя его. По его рассказу дети должны догадаться, что это за предмет).
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи. Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.