Семыкина Олеся
Консультация «Составляющие хорошего занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Составляющие «хорошего» занятия
Каждый из воспитателей мечтает, чтобы его занятие прошло успешно, было интересным, увлекательным и запоминающимся для детей. А как этого достичь? Рассмотрим некоторые составляющие «хорошего» занятия.
Сначала давайте ответим на вопросы: что любит и не любит делать ребенок на занятии? Поразмышляв над этими вопросами, можно сделать некоторые выводы: чтобы занятие прошло «на ура», оно должно включать в себя следующие составляющие :
Публикация «Консультация „Составляющие хорошего занятия“» размещена в разделах
1. Сюрприз, интригу, новизну, что-то таинственное.
2. Игру или игровое действие (потерли ладошкой лампу – появился джин, произнесли волшебные слова – появился сказочный герой).
3. Сменяемость разных видов деятельности (не считая проведения физпауз, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики и т. д).
4. Занятие должно содержать в себе продукт – вещь, сделанную самим ребенком или как подарок ребенку от кого-то другого (например, в конце занятия баба Капа за оказанную помощь прислала детям в подарок раскраски пирожных).
5. В занятии должно быть то, что близко опыту самого ребенка, т. е. включение детской субкультуры: секретики, тайники.
6. «Разумная» свобода детей.
7. Яркий, приятный для ощущений игровой материал (например, яркое бархатное сердечко для проговаривания ласковых или вежливых слов, интересная волшебная палочка, мягкое и пушистое перышко Жар-птицы).
В тоже время на занятии не должно быть однообразной деятельности, так как дошкольники не могут долго выполнять одни и те же или монотонные движения. Постепенно начинает ослабевать внимание, интерес к занятию падает, дети начинают отвлекаться сами и отвлекать других детей.
Не стоит забывать и о том, что дошкольники не любят ждать, поэтому все компоненты занятия должны быть четко продуманы заранее и вытекать друг из друга без каких бы то ни было заминок. Другими словами, структуру занятия воспитатель должен четко знать и выдавать материал детям на «одном дыхании».
Кроме того, воспитатель на занятии находится «вместе» с детьми, а не «над ними», но в то же время он должен контролировать все происходящее на занятии и вести детей за собой к запланированной им цели.
Также дети не любят действовать всё время по инструкции, не любят, когда ограничивают их свободу, и не могут длительное время фокусировать внимание на одной задаче. Поэтому «хорошее» занятие должно быть в меру насыщенным, включать сменяемость заданий и игровых действий.
А как же можно заинтересовать ребенка на занятии? Возможными мотивами детской деятельности могут быть:
1. Проблема ( может содержать противоречие: то, что хочу, не знаю, как получить).
2. Помощь кому-то (сильная мотивация для младших дошкольников, для старших уже менее сильна).
3. Тайна («черный ящик», содержащий в себе что-то таинственное).
4. Выбор из альтернатив (выбор дороги, направления, и т. д. Уместно задать детям вопрос: вы что выбираете)
5. Интрига.
6. Загадка (оставленный кем-то след, вещь) : утром на подоконнике нашли птичье перо.
7. Случайная находка (клад, послание, голосовое сообщение, видеообращение на флешке).
8. Персонаж-вреднючка (в старшем дошкольном возрасте) или «глупенький» (в младшем возрасте).
9. Соревнование на основе освоенного содержания (средний и старший дошкольный возраст).
10. Нетипичное окружение (например, в группе исчезли все игрушки, все растения в игровом уголке, воспитатель проводит занятие в красивой шляпе).
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать некоторые выводы.
Чтобы провести занятие на «отлично», в нем должны присутствовать:
• сильная детская мотивация к активности;
• смена активности (каждые 5-10 минут в старшем возрасте, в младшем возрасте еще чаще);
• выбор из альтернатив;
• возможность проявления ребенком своей инициативы;
• игра или её элементы;
• содержание, близкое опыту ребенка;
• сделанный продукт.
Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны при составлении и проведении занятий. Желаем успеха!