дербенева
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
В. А. Сухомлинский
Темочки:
В отечественной педагогике особенно большое внимание уделяется вопросу воспитания чувств ребенка. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте очень важно сформировать нравственные качества, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Уделить основное внимание ценностным ориентирам «Что такое хорошо? Что такое плохо?», которые определяют целевой компонент поведения ребенка, а так же анализу своих поступков с точки зрения соответствия известных ему правил поведения и последствий.
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важнейший фактор успешного формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста накапливание ими собственного опыта морального поведения. Моральные нормы составляют основу нравственности. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Тем самым педагог в своей работе должен создать механизм формирования нравственных качеств: знания, представление о морали + мотив + отношение, чувства + поступки, навыки + поведение. И четко представлять основные методологические проблемы, без решения которых эффективное нравственное воспитание детей в современных условиях невозможно. Педагог должен отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающий интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделить наиболее характерное для данной местности или края. Отбор материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Но не стоит забывать о том, что чувство родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем что видит, что видит перед собой. Поэтому без тесного контакта с семьей, очень сложно добиться нужного результата. Педагогу через различные методы и приемы (консультации, родительские собрания, совместные мероприятия, и т. д.) необходимо проводить работу с родителями:
• Вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
• рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье;
• выявить уровень нравственного воспитания детей в семье - условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение граждан своей страны, ответственных за ее будущее.